Политолог Павел Данилин, директор «Центра политического анализа», в авторской колонке на его сайте обратил внимание читателей на целый ряд общественных организаций и движений, цель которых – заморозить едва ли ни все социально и стратегически значимые проекты в стране.
По словам Данилина, в первую очередь это сообщества, так или иначе подконтрольные западным фондам и ориентированные на оппозиционную, протестную риторику и акции. В качестве примеров политолог привел ситуацию на Урале и в Подмосковье. Так, в Челябинске действуют экологи из движения «Стоп-ГОК», состоящего из представителей оппозиционных партий. Они требуют немедленно закрыть проект по строительству Томинского ГОКа, входящего в список федеральной стратегии развития цветной металлургии России на 2014−2020 годы. Пока еще доводы протестующих не выдерживают критики с точки зрения цифр и фактов о будущем строительстве, однако «Стоп-ГОК» намерен бороться против индустриализации и дальше. «Ни для кого не секрет связи главных активистов «Стоп-ГОКа» с американскими и европейскими организациями, включая и те, что стояли за организацией украинского Евромайдана», - пишет Данилин, имея в виду, в первую очередь, «фонд Конрада Аденауэра», который действительно поучаствовал деньгами и опытом в грузинской и украинской цветных революциях, а теперь организует конференции для «протестных экологов» в Челябинске.
В качестве другого примера – поближе к Столице – Данилин назвал инициативную группу из Подмосковья, которая пытается заблокировать любое строительство жилья, социальных и инфраструктурных объектов. «Как видно из риторики «протестующих», их основная цель — даже не остановка строек, а саботаж деятельности московского и подмосковного руководства: любая обсуждаемая новость о регионе сопровождается негативом в отношении губернатора или мэра», - сообщает директор ЦПА.
Это сообщество фактически возглавляет глава подмосковного ВООПИиК (общества по охране памятников истории и культуры) Евгений Соседов. Помимо других членов ВООПИиК (например, московского муниципального депутата Александры Андреевой), туда входит и ряд оппозиционно настроенных журналистов. Данилин подмечает любопытное сходство «экологов» и «градозащитников» из разных регионов: абсурдные доводы. Так, подмосковные общественники утверждают, что ряд девятиэтажных домов «перекроет приток свежего воздуха в Москву». Риторика у борцов с застройкой подчас принимает формы от умеренно оранжистской до непосредственно антироссийской, а вот методы – вполне «большевистские».
Так, по сообщению Данилина, 24 декабря «градозащитники» попытались устроить провокацию на слушаниях по строительству в Подмосковье здания «Сбербанка», однако она не удалась: большинство иногородних «профессиональных крикунов», которых автобусами завезли протестующие, в зал не пустили. А 26 декабря они уже митинговали от имени жителей Красногорского против строительства жилого комплекса «МортонГрад». Данилин пишет: «вывели примерно 80 «крикунов» на митинг против строительства жилья. Событию предшествовала масштабная рекламно-информационная кампания, в том числе прямая - за достаточно большие деньги - реклама на фейсбуке. Стоит отметить, что мероприятие было организовано в лучших «белоленточных» традициях. Участникам, по современной моде таких акций, даже раздали опознавательные жетоны - наклейки. Звучали уже традиционные для этой публики призывы отправить в отставку «эту власть», а якобы местные жители, завезенные Соседовым с командой, старательно прятали от видеокамер лица…».
СМИ сообщают, что после себя борцы за природу и здоровье жителей Подмосковья и сторонники «Общества охраны памятников» оставили на стене неприличное граффити в человеческий рост. Примечательно также, что ровно год назад, в декабре 2014 года, ту же «инициативную группу» уличили в попытке сорвать общественные слушания по тому же строительному объекту, с участием такой же привозной «массовки».