будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минфин Центробанк законотворчество криптовалюта
Ноябрь 18, 2025
Страна
Корищенко Константин

Криптовалюты, токены и защита

Криптовалюты, токены и защита
800-600_iTrqBlQ
Биткоин

Опубликован подготовленный Министерством финансов РФ совместно с Банком России законопроект «О цифровых финансовых активах». Он определяет набор понятий и описывает ограничения, с которыми придется иметь дело при использовании криптовалют и токенов.

Проект закона можно посмотреть на сайте Минфина. При его публикации ведомство указало, что разошлось в подходе к вопросу с Центробанком: тот предлагает больше ограничений, разрешая сделки по обмену на рубли, валюту или иное имущество лишь в отношении токенов, Минфин же полагает, что реалии не требуют подобного сужения, так как сделки с криптовалютами уже широко распространены.

Опрошенные газетой «Коммерантъ» эксперты сошлись во мнении: проект нуждается в серьезной коррекции, причем с учетом мнений рынка. Сам же Минфин подчеркивает, что проект будет «способствовать созданию прозрачного налогового режима для операций с криптовалютами, что приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации».

Документ в первую очередь вводит основные понятия сферы: цифровой транзакции, майнинга, смарт-контракта, токена, криптовалюты, цифрового кошелька и т.д. При этом цифровой финансовый актив признается имуществом, а токены и криптовалюты – видами такого актива. Он также устанавливает, что покупка и продажа цифровых активов возможна только через операторов (биржи и брокеров), а майнинг, согласно законопроекту, приравнивается к предпринимательской деятельности (причем вопросы налогообложения такой деятельности не затронуты).

 
Подача налоговой декларации / АГН "Москва" / фото: Терещенко Михаил

Документ устанавливает требования к процедуре выпуска токенов, публичной оферте и инвестиционному меморандуму в рамках ICO. Он также оговаривает, что использование криптовалют на территории России в качестве законного средства платежа не предполагается. Между тем депутат Госдумы от КПРФ Ризван Курбанов внес на рассмотрение парламентариев законопроект о введении в Гражданский кодекс понятия «крипторубль» и предложил сделать его именно законным средством платежа в стране.

«Крипторубль – цифровой финансовый актив (криптовалюта) — аналог рубля, имеющий хождение на территории Российской Федерации, который защищен с помощью криптографических методов и используется участниками распределенного реестра цифровых транзакций. Данный цифровой финансовый актив является законным средством платежа, обращается, повсеместно используется и принимается в качестве платежного средства в Российской Федерации», – цитирует интернет-издание «Лента.ру» пояснения депутата.

Опрошенные информационным агентством РБК эксперты скептически оценили некоторые положения законопроекта.  В то же время представители бирж, которые, согласно документу, могут стать «операторами обмена цифровых активов», восприняли идеи законопроекта одобрительно. Так, в ассоциации участников финансового рынка «НП РТС», контролирующей Санкт-Петербургскую биржу и электронную систему «Восход», журналистам информагентства заявили, что «создание регулируемой системы снизит риски для инвесторов и будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественного финансового рынка».

Кстати сказать, защитить россиян от рисков, сопряженных с ростом интереса к криптовалютам, призвал и патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: вступая 25 января в Совете Федерации, он заявил, что государство должно ограждать человека от чрезмерных рисков и «прямого обмана», потому что у людей из-за криптовалют порой «просто крышу сносит» и они вкладывают туда деньги и теряют их.

Побеседовать с «Полит.ру» по поводу законопроекта и его ключевых положений согласился Константин Корищенко, заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС. Он напомнил, что документ был подготовлен по поручению президента Путина.

 
Константин Корищенко

«Начнем с того, что существует поручение президента РФ по криптовалютам от 10 октября 2017 года. В частности, глава государства тогда поручил правительству совместно с Банком России обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих определение статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий (в том числе таких, как «технология распределенных реестров», «цифровой аккредитив», «цифровая закладная», «криптовалюта», «токен», «смарт-контракт»), исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платёжного средства в Российской Федерации. Именно это было сделано в законопроекте.

В нем разделяется понятие «криптовалюты» и «токены». Критерий, по которому происходит разделение, – это то, что криптовалюта не имеет эмитента. Она создается в результате осуществления некоторого компьютеризованного процесса. А токен – это актив, корый выпускается неким юридическим лицом; собственно, это лицо и является получателем средств в связи с этим активом. Это не самая очевидная разница, тем более, что в рамках мира криптовалют часть вопросов еще находится в процессе обсуждения. Между криптовалютами и токенами знака равенства нет: это, по сути, разные активы в контексте закона и в контексте сегодняшнего существующего мира криптовалют.

Это определено в самом начале документа, а третьей статьей законопроект фактически устанавливает правило выпуска токенов. Так что его можно считать и «законопроектом о токинизации», а не только документом о криптовалютах, на которых сосредоточились СМИ.  

Есть же говорить о покупке и продажи криптовалют, то, как предлагает этот законопроект, производить эти операции будет можно только через посредников, операторов обмена; ими могут быть брокеры, дилеры, Форекс-дилеры либо организаторы торговли – то есть, по сути, профессиональные участники, осуществляющие посредническую деятельность на рынке ценных бумаг либо, «биржи». Так что, если совсем упростить, покупка и продажа цифровых активов, согласно законопроекту, должна осуществляться в том же порядке, в котором должна осуществляться покупка и продажа ценных бумаг. Что это дает? Определенную процедуру контроля, несколько большую упорядоченность и защищенность для участников.

 
Ключ с брелком биткоина / flickr.com

Здесь есть еще один очень важный пункт, который следует иметь в виду: в законопроекте написано, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации. Ключевое слово тут – «законным». Что это значит? Законным средством платежа является то, что в соответствии с российским законодательством выступает в таковой роли. Это – рубль. В некоторых случаях можно расплачиваться иностранной валютой – например, в магазинах беспошлинной торговли на территории РФ. При этом иностранная валюта не является законным средством платежа.  

Думаю, что когда в Госдуме предлагают создать некий «крипторубль» и сделать его «законным средством платежа» на территории страны, то понятие «законный» просто употребляется не в том смысле. Иначе это было бы достаточно странно. Даже в Японии, где криптовалюта признана средством платежа, она не является законным средством – ее обращение только допускается (точно так же, как у нас допускается иностранная валюта). В законопроекте Минфина речь идет именно том, что криптовалюты находятся в этом пограничном положении: они могут использоваться как средство платежа, но не являются законным средством платежа.  

Подводя итоги: основная особенность законопроекта заключается в том, что в нем содержится определение базовых понятий в сфере и описаны определенные особенности обращения с цифровыми финансовыми активами. И сделано это во исполнение поручения президента. Да, по поводу майнинга в документе, может быть, не очень многое разъяснено, но ясно, что будут выходить и другие законопроекты. А пока важно было ввести понятийный ряд. Ну, он и введен; дано определение эмиссии токенов; и, фактически, произведено приравнивание цифровых финансовых активов к ценным бумагам», – сказал Константин Корищенко.

Корищенко Константин
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).