будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
гражданская авиация
Май 13, 2025
Страна
Жаворонков Симон

Куда летят пилоты

Куда летят пилоты
800-600-0
Пилот в кабине авиалайнера. Источник: pixabay.com

Внезапно оказалось, что российские пилоты самолетов гражданской авиации массового уезжают устраиваться на работу в страны Азии. В принципе, это можно назвать удачным примером экспорта образовательных технологий — учились летать эти пилоты, как правило, в России — если бы не одно но: отечественные авиакомпании в результате начинают испытывать дефицит кадров.

О существовании такой проблемы — «утечки» пилотов за рубеж — в пятницу написал «Коммерсантъ». По данным издания, за последние 2,5 года в Азию уехали работать более 300 «наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского» — КВС и КВС-инструкторов. Еще порядка 400 пилотов этих категорий — «в процессе оформления документов». По данным источников издания в отрасли, утечка затронула, в частности, S7, «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр» и «ВИМ-Авиа».

Основная причина оттока, по всей видимости, чисто экономическая: после резкого падения курса рубля в 2014 году зарплаты в России стали неконкурентоспособны. Причина того, что российские пилоты уезжают в Азию — в Китай, Южную Корею, Вьетнам, Индию — в том, что там государства создают условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного состава. Там нет ограничений и квот для пилотов-иностранцев, лояльная система валидации летного состава, а местные рекрутинговые агентства активно ищут кадры в том числе и в России.

 
Самолеты в аэропорту / pixabay.com

Российские авиакомпании также в 2014 году получили право нанимать иностранных пилотов — но в результате кризиса, который разгорелся к концу года, в стране упал пассажиропоток, да и платить иностранным пилотам стало сложнее. У «Аэрофлота», например, сейчас работает 21 иностранный пилот, хотя квота авиакомпании — 80 человек.

В Китае зарплата командиров воздушных судов — 17-25 тысяч долларов в месяц, что в несколько раз выше, чем в России. Вдобавок в Китае лучше условия работы пилотов: налет должен составлять 80 часов в месяц (в России — 90), отпуск не менее 96 дней (в России — 70 дней). Чтобы привлекать иностранных специалистов, с 2016 года в Китае упрощена выдача разрешений на работу пилотам.

При этом стоит отметить, что российские авиакомпании тратят не только на подготовку пилотов, они также должны по закону платить за пенсионное и социальное обеспечение по окончании контракта.

 
Самолет над дорогой / pixabay.com

Как бы то ни было, никаких системных способов борьбы с утечкой кадров за пределы России пока не придумали. По данным «Коммерсанта», российские авиационные власти пока в состоянии лишь затруднить пилотам доступ к работе за рубежом — например, отказываясь подтверждать иностранным компаниям лицензию пилота или предоставлять другие документы, ссылаясь на закон о защите персональных данных.

В пятницу же стало известно, что комитет Госдумы по труду и соцполитике направил запрос министру транспорта Максиму Соколову в связи с сообщениями о массовых увольнениях российских пилотов. «Мы просим объяснить причину такой ситуации и сообщить о мерах, предпринимаемых для снижения подобных тенденций», — заявил, как передает «Интерфакс», глава комитета, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов. Парламентарий уточнил, что соответствующий запрос направлен также и в профсоюз, представляющий интересы летчиков.

Жаворонков Симон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).