будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
интернет образование экономика
Июнь 21, 2025
Страна
Савина Ольга

Куда расти российскому EdTech: синие воротнички, цифровой след и корпорации

Куда расти российскому EdTech: синие воротнички, цифровой след и корпорации
school
Школьница с ноутбуком. Источник: Annie Spratt / unsplash

Российский рынок EdTech быстро развивается. Согласно данным «Стартап Барометра 2019», сегодня каждый пятый отечественный стартап — это проект в сфере образования. Тем не менее доля России в структуре мировой EdTech-индустрии пока составляет всего 1%. Какие конкурентные преимущества у российского рынка образовательных технологий и что мешает ему расти?

Что такое EdTech?

«Сегодня сфера EdTech — это прежде всего набор определенных методик и подходов к построению образовательного процесса, — отмечает генеральный директор образовательного холдинга "Нетология-групп" Максим Спиридонов. — И эти методики постепенно охватывают все сегменты образования. Важно подчеркнуть, что в эту сферу входят не только онлайн–курсы, но и различные технические решения по управлению обучением, конструкции по повышению эффективности обучения и системы LMS (learning management system)».

Особый путь российского EdTech

Текущий кризис стал триггером развития EdTech-рынка и трансформации отечественного образования, уверен Максим Спиридонов.

«Чиновники от среднего школьного и высшего специального образования понимают — как прежде нельзя. Понимают это и конечные потребители образования — студенты, школьники, их родители, люди, которые хотят расти в профессии. И пандемия стала катализатором для развития новых образовательных практик», — рассказал эксперт Полит.ру.

По статистике, рынок EdTech в России растет на 17–25% в год в зависимости от сегмента, отмечает генеральный директор акселератора Ed2 Наталья Царевская-Дякина.

Если в 2018 году, по данным исследовательского проекта РБК, российский рынок преодолел отметку 30 млрд рублей, то в 2019 году эксперты Интерфакса оценивали его емкость в 45-50 млрд рублей. А к 2020 году она должна достичь 55-60 млрд рублей.

По словам Натальи Царевской-Дякиной, самые финансово емкие направления российского рынка технологичных проектов в образовании — это детское и взрослое дополнительное образование.

Объем рынка EdTech дополнительного образования для взрослых, включая языки, в 2019 году составил около 22-25 млрд рублей — это 50% всего отечественного EdTech-а. Ожидается, что в 2020 году объем этого сегмента достигнет 27-30 млрд рублей.

Интересно, что в то время как в мире большинство цифровых обучающих платформ сконцентрировано в области школьного образования, в России технологические решения развиваются в первую очередь в сфере образования для взрослых.

«Основные сегменты российского EdTech — это обучение digital-профессиям, прикладным профессиям, изучение иностранных языков. Причина проста — исторически так сложилось, что сильные игроки российского рынка заняли именно эти ниши», — пояснил Полит.ру Максим Спиридонов.

Среди лидеров рынка в обучение digital-профессиям — онлайн-университет Skillbox (оценочная доля рынка 6,5%), GeekBrains и «Нетология-групп» (по 5,3% доли рынка в сегменте). В сегменте прикладных профессий лидирует GetCourse (3,5-4%) и «Инфоурок» (3%). Лидеры языкового обучения — SkyEng (19-21%), Lingualeo (4,3-5%) и PuzzleEnglish (3%).

«Наше вузовское образование сильно заточено на подготовку к одной конкретной профессии, а мир больше в этой парадигме не работает. Конкретные профессии нужны только в моногородах или в очень специфической деятельности, — объяснил Полит.ру популярность EdTech для взрослых в России Андрей Комиссаров, руководитель направления "Развитие на основе данных" Университета 20.35, — Если человек хочет развиваться, адаптироваться в изменяющимся мире, изменяться вместе с ним, такой подход не работает, необходимо всё время пересобирать себя, и эта пересборка у нас очень хорошо заходит».

Российский EdTech сильно отстает от флагманских рынков США, Китая и Индии. Он «завис» в фазе «онлайн-образования 1.0», отметил в разговоре с Полит.ру Максим Спиридонов.

В течение 2019 года новых онлайн-школ появилось больше, чем за всю историю отрасли, то есть за предыдущие 10-15 лет. Сегодня благодаря специализированным платформам и акселераторам, основателем онлайн-школы может стать практически любой. В этот бизнес приходят люди, часто не связанные с образованием. Согласно опросу, проведенному в рамках проекта «Барометр онлайн-образования» среди более чем тысячи основателей онлайн-школ, 34% из респондентов обладают опытом в бизнесе, вместе с тем целых 56% никогда ранее не занимались образованием.

«Российское онлайн-образование оно по большей части про коммерческий результат. Отсюда такой всплеск внимания к онлайн-школам, которых в 2019 году появилось как грибов после дождя. Это в основном оппортунисты, которые пытаются по-быстрому заработать, — рассказал Полит.ру Максим Спиридонов, — в России мало инвестируют в образовательный продукт, мы уступаем зарубежным рынкам по количеству современных продуктов и методик в digital-образовании. Но те, кто это делает, получают определенный долгосрочный приоритет».

Еще одна проблема российского EdTech-а — на рынке не хватает специалистов. В вузах почти нет серьезных магистерских программ, которые позволяют работать с образовательными данными, рассказал Полит.ру Андрей Комиссаров.

«Вузы должны заполнить эту лакуну. Рынку нужны люди, которые, с одной стороны, занимаются данными, с другой — понимают про образование, про педагогический дизайн, про то, как строить увлекающую, интерактивную образовательную среду. Как только мы получим больше выпускников в сфере образовательных данных, появится больше стартапов», уверен эксперт.

В дефиците также EdTech-акселераторы для пилотирования стартапов, рассказал Андрей Комиссаров.

«У нас есть один серьезный акселератор — ED2 Accelerator. Но этого мало. К сожалению, в российских акселераторах выращиваются стандартные стартапы. В EdTech-акселераторах важно делать упор на максимальную компетентность образовательной части, то есть над ним должны работать крутые педагогические дизайнеры, образовательные дата-инженеры, методисты, создающие методологии, отчуждаемые от этих специалистов и существующие сами по себе», подчеркнул эксперт.

Точки роста российского EdTech

Говоря о точках роста отечественного EdTech-рынка, Андрей Комиссаров подчеркнул, что России необходимо найти свой уникальный путь, «не пытаться конкурировать на том поле, где китайцы всех порвут, или там, где хорошо себя чувствуют стартапы из Силиконовой долины или из Индии с большими раундами инвестиций».

Среди конкурентных преимуществ России на EdTech-рынке Андрей Комиссаров выделил сильную отечественную школу педагогики. На западе существует серьезный запрос на это, уверен эксперт.

«Если мы хотим, чтобы российские компании были конкурентоспособными на мировом рынке, необходимо использовать наше уникальное торговое предложение, — рассказал Андрей Комиссаров, — Речь идет о том, за что отвечают первые две буквы в EdTech — это все, что связано с педагогическим дизайном, методической работой, с учётом универсальных учебных действий, психодиагностикой».

Одна из пока слабо освоенных и стремительно растущих ниш в российском онлайн-образовании — обучение «синих воротничков». В РФ на конец 2019 года насчитывается порядка 30 млн квалифицированных рабочих, и лишь малая часть из них охвачена современными образовательными решениями.

Большие возможности для развития может предложить рынку корпоративный сектор. Согласно отчету Всемирного форума, приблизительно 70% российских компаний оказались готовы переучить своих сотрудников к 2020 году.

Руководитель сервиса «Данные в траектории развития человека» Университета 20.35 Ильнур Мифтахов в разговоре с Полит.ру отметил, что сейчас существует большой запрос от корпораций на разработку методов и средств корпоративного обучения.

«EdTech-решения могут быть полезны в решении таких нетривиальных корпоративных задач, как необходимость быстро погрузить нового сотрудника в корпоративную культуру, передать ему полный объем информации, необходимый для работы в данной компании. Высок спрос на технологические решения, способные «получать» от внутренних экспертов знания и опыт и мультиплицировать эту пользу внутри компании. Нужны технологии, которые выстраивают траекторию развития в корпорации для каждого сотрудника. Востребовано направление, которое иногда называют EduFun, то есть «образовательное веселье», легкие форматы взаимообучения для сотрудников», — привел примеры эксперт.

«В России много EdTech-решений, направленных на узкую специализацию или конкретную предметную область, но иногда звучит запрос на платформы для флэшеров или сканнеров, так называют людей с многочисленными интересами, которые способны одновременно погружаться в несколько профессиональных сфер, — рассказал Ильнур Мифтахов, — и развитие этого направления в том числе может стать точкой роста для этого EdTech-рынка».

За узкопрофильные специализации берутся единицы EdTech-игроков, в то время как рынок базовых предметов на российском EdTech-рынке перенасыщен, заявила начальник отдела инноваций и партнерств в Московской электронной школе ДИТ Москвы Виктория Левицкая на конференции, организованной Аналитическом центром при Правительстве РФ. Эксперт предложила участникам EdTech-индустрии обратить внимание на сложные технологии: интерактивные карты, виртуальные лаборатории и опыты.

Перспективная технология — «цифровой след». Речь идет не об информации, оставленной пользователем в результате просмотра веб-страниц и сохраненной в виде куков, а о цифровом следе, связанном с образовательным опытом.

Его использование позволит сделать рывок как в онлайн, так и в офлайн обучении. Без цифрового следа невозможно создание индивидуальных образовательных траекторий, уверен Андрей Комиссаров.

«Чтобы собрать цифровой след, ваша цифровая активность должна быть определенным способом задизайнена: нужно настроить образовательную среду, погрузить людей во взаимодействие, в котором они будут оставлять такой след, например, это могут быть чаты в определенных онлайн средах», — рассказал эксперт.

Анализируя трудности, с которыми сталкивается студент, подходящие ему форматы обучения и поведенческие особенности, можно направить его по персональной траектории обучения, позволяющей максимально реализовать его таланты. Пока «цифровой след» используется в Университете 20.35, но планируется масштабировать технологию на другие российские вузы.

По мнению экспертов, цифровые платформы и образовательные технологии могут эффективно сосуществовать с традиционными учебными заведениями. А модель смешанного образования (blended learning) получит широкое распространение уже в ближайшие годы.

Савина Ольга
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).