будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
культура
Май 12, 2025
Страна
Левкин Андрей

Культурные ходят строем

Культурные ходят строем
gora
Иллюстрация: Сергей Елкин

В пятницу произошло довольно редкое: да, иногда в СМИ анонсируются публикации. Но когда они анонсируются сразу публикацией по теме, да ее и анонс - на тот же день, то дело явно уже совсем важное. Это "Российская газета" нагнетала ожидания перед тем, как выложить на сайт уже какой-то окончательно-базовый вариант проекта "Основ госкультурной политики".

То есть, тут же не просто документ, а — вот при такой последовательности движений — уже и процесс. Выглядело так, что перед перед появлением очередной версии ее решили сразу же разъяснить. Причем, представили разъяснение как-то странно: "Толстой как зеркало культурной политики". И анонс в подзаголовке: "Сегодня на сайте "РГ" публикуется проект "Основ государственной культурной политики".

Интервью (а это интервью) очень милое. Редко интервьюер так вежливо относится к интервьюируемому (если, конечно, это не президент Путин). А там такие вопросы: "На ваш взгляд, в чем главная сила этого проекта?"

Собственно, все это любопытно и прочесть, но интересна сама механика: разъясняющее интервью и т.п. , редкий же случай. Но причина понятна – версии документа публиковались, отношение к ним известно, так что надо ситуацию попытаться изменить, следовательно - следует сначала задать рамку: как это понимать правильно. Все логично, за одним нюансом: процент тех, кто прочтет это интервью, будет крайней невелик относительно тех, кто будет читать сам документ. Ну, по крайней мере, Толстой попытался. В общем, там, например, так:

"Почему возникло мнение, что основы проекта уже были обнародованы? Что за вариант ходит в Интернете?
Владимир Толстой: На мой взгляд, это недоразумение. Вы не можете себе представить, какое количество предложений и разных версий проекта поступало нам в обработку. То, что оказалось в Интернете, одна из них, которая попала туда из служебной переписки и вызвала такое бурное обсуждение. Возможно, потому, что она изложена в несколько провокативной риторике. Какие-то отдельные положения, вроде того, что Россия не Европа, вызвали бурное обсуждение. И, конечно, некоторый испуг вызвала, я бы сказал, такая запретительная риторика. Вообще изначально культура - это ряд табу. Но государственная культурная политика не может и не должна строиться в запретительной логике".

Тут надо бы аккуратнее, все же. Что такое за вариант который "оказался в интернете" (к слову, одним из вариантов вообще была машинопись) и что ж такое "это недоразумение"? Какие недоразумения, когда все ходы записаны?

В апреле появилась общая идеология ("Россия введет Единый Культурный Код" и некоторые версии документа (""Основы госкультурной политики" нарастают" ). Имели место разные версии документа — для Госдумы, от правительства. Желающие могут сравнить с тем, что появилось сейчас, разница не будет принципиальной. Ну вот да, "Россия - не Европа" убрано. Но как себе представить что данное высказывание возникло как-то само собой, без согласования с каким-либо начальством? А теперь что же, концепция поменялась и по части Европы оттепель? Да какая, собственно, разница.

Перед майскими праздниками произошло "Совещание с членами Правительства" (совещание у Путина). Ну а там г-н Мединский сообщал: "Основы станут политическим госзаданием для всех наших учреждений и работников и критерием для выделения финансирования и определения, что такое хорошо и что такое плохо, они достаточно расплывчатые сейчас в сфере культуры". Является ли данная фраза примером отсутствия запретительной логики?  

Получается, что нюанс данной истории в том, что авторы как-то даже почти искренне хотят сделать все культурнее, но не умеют. То есть, суметь тут и нельзя, потому что там же концепция в основе, а не реальность. Вообще, если предположить, что авторам документа свойственно хотя бы тактическое мышление, то можно было бы подумать, что тут разыгрывается старый анекдот о Сталине, которого спросили, как победить бардак в стране, а он типа ответил, что расстрелять сто тысяч и покрасить мавзолей в зеленый цвет. Его переспросили, почему именно в зеленый? О, как бы отвечает он, я так и думал, что первый пункт возражений не вызовет. Зеленый цвет тут олицетворялся как раз вот этим "Россия — не Европа". Но проблема не в этой мелочи, а в том, что ну можно было бы уже, наверное, всерьез?

В смысле, уже вот сколько телодвижений вокруг документа, который должен бы быть конкретно техническим и менеджерским (г-н Мединский считается олицетворением менеджерского похода, не так ли?) Задача же простая. Есть бюджет, есть культура и ее институции. Есть заинтересованные стороны. Культура выполняет социальную функцию. Есть тема децентрализации культуры. Есть тема отношения к современности. А также — отношение к культурному наследию. Там же имеется бизнес-составляющая, в том числе — по части организации досуга и, даже, туризма. Есть тема урбанистики. Есть образование и просвещение. Есть, наконец, межнациональные отношения. Куча очевидных тем, которые должен учитывать такой проект. Вопрос: с какой фразы должен начинаться документ, который должен организовать все вышеперечисленное?

Смотрим "Проект Основ государственной культурной политики, подготовленный рабочей группой во главе с Руководителем Администрации Президента Сергеем Ивановым". Уже даже не в "Российской газете", а — чтобы не было сомнений — на сайте Кремля. Вот оно, первое предложение документа:
"Россия — государство, создавшее великую культуру".

Можно дочитать первый абзац и до конца: "На протяжении всей российской истории именно культура сосредотачивала и передавала новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивала единство многонационального народа России, во многом определяла влияние России в мире".

Все это славно, а если немного изменить название документа, то будет еще лучше. Конечно, это не культурная политика. Это просто "Основы государственной идеологической политики". Ну вот же: "Целью Российского государства и общества на современном историческом этапе является сильная, единая, независимая во всех отношениях Россия, приверженная собственной модели общественного развития и при этом открытая для сотрудничества и взаимодействия со всеми народами, государствами, культурами".

Надо полагать, должен быть и такой документ, но это — другой документ. Ладно, чтобы все это не казалось публицистическим наездом - вот конкретный пункт 8 из "Основ". Его суть сформулирована в первом предложении: "Огромная территория России, неравномерность социально-экономического развития регионов, неразвитая инфраструктура культуры в масштабах страны определяет и масштаб проблем на пути полного обеспечения конституционных прав граждан в сфере культуры".

Что — по менеджерской, а и просто по министерской логике — должно быть дальше? Ну, тут надо расписывать заинтересованные стороны, запросы, варианты их удовлетворения. Та самая тема децентрализации культуры, которая упоминалась выше. Этот пункт вообще чуть не базовый для госполитики в области культуры. Что здесь предлагает проект? А вот:

"Появившиеся в последние годы представления о том, что эту проблему можно в полной мере решить, организовав "удаленный доступ" к культурным ценностям посредством сети Интернет, являются не более чем заблуждением. Научиться видеть и понимать живопись можно только в музее или выставочном зале перед реальным полотном. Никакая самая качественная звуковоспроизводящая аппаратура не позволит ощутить то, что чувствует сидящий в концертном зале или в оперном театре, слыша "живой" звук оркестра, инструмента, голоса. Технические средства и технологии создают условия для широкого распространения информации, помогают в образовании, воспитании, просвещении, но не в состоянии заменить непосредственный контакт человека с произведением искусства".

Все очень прелестно и мило, но это просто другой документ. Что-то на тему "как идеологически правильно быть культурным в России". Все ок, но, типа, сложно же обучить Правилам дорожного движения по Уставу внутренней службы?  

Левкин Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).