Минпромторг представил проект стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года. Согласно плану, минимум необходимых лекарств должен производиться внутри страны. Кроме того, документ предполагает, что в стране будут созданы стратегические запасы препаратов на случай военного конфликта или техногенной катастрофы. Между тем в последнее время в российских аптеках участились перебои с поставками отдельных лекарств.
Стратегию начали разрабатывать в 2018 году, она прошла общественные обсуждения и была рассмотрена отраслевым экспертным советом. Теперь с текстом удалось ознакомиться РБК. Его авторы видят два сценария развития фармацевтического рынка — целевой и инерционный. В первом варианте предполагается господдержка представителей отрасли, особенно производителей полного цикла. Имеется в виду не только финансовая помощь, но и регулирование рынка, которое поможет выдержать бизнесменам мировую конкуренцию.
Второй вариант ставит перед различными ведомствами, среди которых Минпромторг, Федеральная антимонопольная служба, Министерство здравоохранения и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, задачу обеспечить «лекарственную безопасность» страны в случае политических конфликтов и санкций. Издание отмечает, что слово безопасность встречается в тексте 68 раз.
Перечень лекарств, необходимых для этого, еще только предстоит определить. Прежде всего, в него войдут жизненно необходимые и важнейшие препараты, а также препараты и технологии, применяемые в случае военных действий. В их числе авторы документа называют противомикробные средства для системного применения, анальгетики, нейролептики, плазмозаменяющие и асептические растворы, радиопротекторы и антидоты, препараты лечения пораженных ионизирующим излучением, боевыми отравляющими веществами. Предполагается, что на территории России будут производиться не только сами лекарства, но и вещества для их производства.
Эксперты видят в этом некоторую нецелесообразность. По мнению директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова, Минпромторг должен учитывать и рыночную целесообразность в своем желании обеспечить полный цикл производства. «Спектр лекарств, которые требуются военной медицине и медицине катастроф, относительно невелик. Российский фармрынок сейчас по ряду направлений не защищен даже с учетом довольно банальных запросов мирного времени», — заявил он.
В прошлом году доля отечественных лекарств составила 30,6% в денежном выражении и 63,7% в количественном. Поэтому помимо подготовки к войне Минпромторг предлагает повышать доверие к российским препаратам. Делать это будут с помощью «просветительской работы с населением».
Кроме того, целевой сценарий предполагает усиление экспорта российских лекарственных средств. Минпромторг рассчитывает нарастить объем экспорта лекарств с 30 млрд рублей в 2019 году до 119,8 млрд к 2030 (или до 51,6 млрд при инерционном сценарии развития отрасли).
Напомним, что последнее время в российских аптеках участились перебои с поставками отдельных лекарств. В марте сообщалось о проблемах с поставкой кардиологического препарата амиодарона французской компании Sanofi. Не смотря на то, что Sanofi занимала 54% рынка, медикамент все равно пропал из аптек и стал недоступен для пациентов. Позднее японская компания Takeda объявила о выводе с рынка трех лекарственных препаратов, которые относятся к жизненно важным.