будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна
Черкасов Александр

Кусающие без разбора

Владимир Путин провожает российскую сборную в Португалию. Всем игрокам - рукопожатие. Дойдя до крайнего, правого защитника, прячет руку за спину: "Я вас, правозащитников, знаю, вы за руку кусаете..."

Новый анекдот

Сцены из позднесоветский жизни.

На предприятие приходит инспекция из СЭС - и в столовой обнаруживает кишечную палочку. Составляют акт. Потом являются пожарные - оказывается, горючие жидкости хранят неправильно, сумасшедшее испарение. Новый акт. Охрана труда находит неправильные розетки, незаземленное оборудование, неповеренные паяльники. И так далее...

Собрание трудового коллектива. Директор, глядя честными глазами в зал, не менее честным голосом говорит: "Но что с них взять? Отнюдь не все они действительно думают о вашем благе. Ведь всем известно, в каком окошке они получают зарплату!" А потом еще что-то про честь предприятия, про переходящее красное знамя, про выполнение плана и решений последнего съезда партии...

Из зала на него глядят сотни глаз. В этих покрасневших от ядовитых испарений глазах - катар желудка, понос и многое, многое другое. А еще - пустой карман, сквозь который ясно видно: знать, опять эти "они" лишили "нас" премии!

Директора тоже можно понять. План, знамя, съезд - суть слова, но есть также вещи реальные. Его недавно кооптировали в бюро райкома. И - ох уж эти перестроечные новшества! - директоров теперь избирают. Конечно, при его блестящем владении феодальной интригой не Бог весть какая проблема - удержаться в начальственных кожаных креслах, но все же...

А с коллективом особых сложностей нет: главное - вовремя указать людям на очередного врага, а их мутные страсти сделают все остальное. Сколько советских фильмов выстроено на этом простом сюжете! Правда, там всегда есть какой-нибудь "чудик", борец за правду. Который в конце концов убеждает народные массы и побеждает негодяев. Дурная проза, хуже не бывает...

...А ведь тошнотворный обед в столовой - штука страшная. Пострашнее империализма янки и натовских агрессоров. Те ведь далеко - а это рядом с тобой, здесь и сейчас. И "чудики" тоже встречаются - только редко. Между прочим, Дмитрий Леонов (впоследствии - один из основателей "Мемориала" и его Правозащитного центра) заслуженно гордился победой над такой мафией - институтсткой столовой вкупе с дирекцией и месткомом.

Наверное, это было покруче "мировой закулисы".

*****

В последние недели сказано и написано немало слов, с которыми трудно спорить. Это и речение Владимира Путина о тех, кто с руки кормится, руки кусает и лижет. Это и позднейшие суждения о "грантовых олигархах". Спорить трудно прежде всего потому, что здесь имеет место даже не подмена смыслов, но иная система понятий. Это как с Фоменкой или Суворовым (который в миру Резун): ответ будет неинтересным, длинным и занудным. Формат статьи позволяет лишь кратко обозначить несколько замечаний.

*****

Чем вообще занимаются неправительственные организации в России? Если говорить об организациях правозащитных, то это, прежде всего, "предоставление услуг населению". Например, бесплатные юридические консультации. Например, для беженцев и вынужденных переселенцев - у "Мемориала" таких в сети "Миграция и право" свыше пятидесяти, по всей России. Обращаются туда те, кто вчера еще были “соотечественниками”, а после возвращения на “историческую родину” стали нелегальными мигрантами, нежелательными чужаками. Прием бесплатный для посетителей, но затея это отнюдь не дешевая: юристы заняты полный рабочий день, при необходимости ведут дела в судах. Финансируется эта сеть, прежде всего, из средств Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. Впрочем, если бы на эту работу нашлись российские деньги - от благотворителей ли, из бюджета ли - наверное, было бы неплохо (а почему таких денег нет - читай ниже).

Эти же консультации по результатам своей работы ведут мониторинг ситуации, посылают отчеты в Москву. И вот такая работа вряд ли может идти на деньги государства - поскольку это прежде всего гражданский контроль за действиями чиновников. Иначе, действительно, возникнет опасение - "не лижут ли руку?"

Получать финансирование из того же источника, который проверяешь - это называется "конфликт интересов". Например, американская правозащитная организация Human Rights Watch принципиально не получает деньги из правительственных фондов США. Последние годы они работали в Афганистане и в Ираке, один из результатов общеизвестен: скандал вокруг Абу-Грейб - правозащитники уже давно с методичностью дятлов сообщали о жестоком обращении с пленными и задержанными. Свою роль сыграли и средства массовой информации. Но в США почему-то не спешат записывать во "враги народа" ни тех, ни других...

Административная реформа последних месяцев как раз и состоит в исключении "конфликтов интересов". Прежние министерства разделены на регламентирующие, исполняющие и контрольные органы. Это должно обеспечивать в управленческих контурах эффективную отрицательную обратную связь, своевременное исправление ошибок, где-то - "задний ход", но в итоге - устойчивое движение вперед.

Ту же задачу решает независимый общественный контроль, который ведут неправительственные организации - экологи, объединения потребителей, правозащитники разные...

Или общее правило, справедливое в отдельных отраслях, не действует в России в целом?

*****

Спит мужик с женой. Вдруг под кроватью слышится шорох. Мужик свешивает с постели руку и говорит: "Джек, ты?" А Джек лизнул руку и говорит: "Да, это я".

Очень старый анекдот

Может ли вообще источник финансирования влиять на результат работы? Очевидно, да - в том случае, если заказчик диктует условия, а исполнитель их принимает: именно так, наверное, обстоят дела в цеху имиджмейкеров и политтехнологов, которые обслуживают политиков и партии.

Для благотворительной и правозащитной деятельности такой подход, очевидно, неприемлем. Во-первых, потому, что проблемы, с которыми они работают, быстро не исчезают. А во-вторых, потому, что дважды два всегда равно четырем. Независимо от политической конъюнктуры.

Есть ли способ преодолеть это противоречие? Есть - в многообразии источников финансирования. Фонды объявляют конкурсы, публикуют программы, по которым дают деньги, формируют экспертные советы. А те, кому эти деньги нужны, пишут заявки, прилагая, среди прочего, сведения о себе, своей организации, о ранее полученных грантах. И первые, и вторые перед тем, как вступить в "серьезные отношения", внимательно присматриваются друг к другу. Результаты конкурсов публикуются - равно как и результаты работ по грантам (откуда еще мог Олег Попов взять материалы для своих писаний - которые, впрочем, я здесь не хочу комментировать) - прозрачность! Поскольку и те, и другие заботятся о собственной репутации. Конъюнктурная работа может стать последней - придется уходить из "цеха". Равно как и финансирование таких работ приведет к тому, что от тебя отшатнутся приличные грантополучатели. Это как дворянская честь. Или научная биография. Или, по современному, - "кредитная история".

Система сложная, сбои и ошибки возможны, но... Это - как современная наука. Или - как демократия: "Штука паршивая, но все остальное - гораздо хуже".

Но это - в теории, а на практике? В начале 1990-х "Мемориал" работал в зоне карабахского конфликта, и его доклады были в равной степени нелицеприятны по отношению к азербайджанской и армянской сторонам. И те, и другие были недовольны результатами, но в итоге сохранили к нам уважение. И до сих пор в зоне конфликта работает группа по поиску и освобождению пропавших без вести и заложников, в которой от "Мемориала" участвует Светлана Ганнушкина.

Нечто подобное сложилось и под конец "первой чеченской", где автор этой статьи искал пропавших, пленных и заложников - и солдат, и чеченцев. Была возможна работа "по обе стороны" - и у боевиков, и у военных. По сути, мы подменяли государственные структуры, те самые армию и державу, что бросили своих солдат, "государевых людей". Наши базы данных и списки были полнее, чем у "силовиков" - желающие могут обратиться к книге "Неизвестный солдат кавказской войны", которая была в итоге разослана по воинским частям, по субъектам федерации, военкоматам. Существующие в Интернете списки погибших (например, на genstab.ru) - оттуда. А работа была сделана и книга издана на деньги западных фондов - Форда, Сороса и т. п.

Но взглянем на сюжет с другой стороны. Историк, работающий по иностранному гранту, перейдя на отечественное финансирование, от этого будет работать иначе? История будет не просто, а "великая"? А если снова дать ненаших денег - вновь пустится выискивать "темную сторону"? Тогда никакой он не историк, а обыкновенный халтуртрегер. И как раз "отечественная" – то бишь еще советская - система финансирования таких плодила вовсю. Никогда не забуду кафедру истории КПСС Одесского госуниверситета, вмиг ставшую кафедрой украинистики - там в 1992-м зараз объяснили, что "Российська мова доказала нэспроможность к розвитку науки, и буде заместо СССР спивдружность украиномовних дэржав". Неудивительно: "Соцреализм - это искусство хвалить начальство в доступной ему форме".

И еще немножко о “грантовом монополизме”. На постсоветском пространстве многие неправительственные организации и их проекты существуют по десять-пятнадцать лет, примерно столько же насчитывает история их взаимоотношений с фондами. Например, начатая “Мемориалом” в 1990-м работа по анкетированию “остарбайтеров” (бывших “восточных рабочих”, угнанных в годы войны в Германию из Белоруссии, России, Украины; было собрано около 400 тысяч анкет; лоббирование в Бундестаге позволило добиться выделения бывшим “остарбайтерам” ощутимых сумм компенсаций) была поддержана немецким Фондом Генриха Бёлля – и за 14 лет установились партнерские отношения между организациями. Обоснованы ли призывы рвать подобные отношения ссылками на то, что “новые” общественные организации лишены доступа к фондам? Отнюдь нет.

Некоторые фонды специально оговаривают невозможность повторного обращения за грантом организаций, ранее получавших у них финансирование. Существуют также специальные конкурсы “первого гранта” для новообразованных общественных организаций, не имеющих своего “послужного списка” и “кредитной истории”. Разумеется, при этом могут ошибиться и грантодатели, и заявители – но этот риск оправдан необходимостью “обновления рядов”.

Призывы же к борьбе с “олигархами” в этой сфере слишком напоминают лозунг “отнять и разделить”. Разумеется, подразумеваются (но не говорится!) отмена, обнуление “кредитных историй”, забвение биографий и репутаций, сложившихся за десятилетия. А кому выгодно ЭТО?

Халтурщики и приспособленцы всегда были ("Если завтра объявят День педераста, он будет рисовать кривую роста гомосексуализма по сравнению с 1913-м годом") и, наверное, будут - вопрос в том, какая модель отбирает их, а какая - "свободных людей свободной страны". Или это так, для красного словца?

*****

- Америка - свободная страна! Я могу выйти перед Белым домом и кричать: "Рейган - дурак!"

- Подумаешь! Я тоже могу выйти на Красную площадь и кричать: "Рейган - дурак!"

Старый анекдот

На какие вообще деньги может существовать некоммерческий сектор в России?

Долгое время это были, в основном, западные средства. Так Сорос в девяностых спас остатки российской фундаментальной науки - он давал ученым необходимые для выживания деньги при условии, что они остаются и работают здесь (наверное, поэтому его теперь так люто ненавидят, и бандитски выперли его фонд - тех, кому слишком обязаны, обычно более всего и не любят).

Но к концу девяностых появились возможности и у отечественного капитала, но русское меценатство как явление не сложилось (покупка яиц Фаберже - скорее, курьезный метод спасения собственных). Основных причин тому две.

Во-первых, в девяностые бизнес прежде всего начал финансировать сектор политический. Неправительственные организации по инерции рассматривали именно в электоральном аспекте, по крайней мере, до "Гражданского форума" 2001 года. Но вообще-то выборы бывают раз в четыре года, а все остальное время идет обычная жизнь. И на нее-то денег не давали.

Не давали еще и по второй причине - потому, что, в отличие от Запада, это не предоставляло бизнесу никаких налоговых льгот. Это у них выгоднее пустить сверхприбыль на что-то общественно полезное, а у нас любую благотворительность до сих пор видят под одним углом: "А сколько по этой статье смогут увести от налогообложения нефтяники"? Последнее опасение, видимо, восходит к тем же девяностым, когда в страну ввозили водку и сигареты через освобожденные от пошлин спортклубы и конфессии. Но ведь мы не считаем их общественными организациями (равно как тех НПО, что были alter ego политических объединений, и тех из казаков и "силовых профсоюзов", что промышляли крышеванием торговли).

Положительным опытом благотворительности можно было бы полагать деятельность ЮКОСа и Михаила Ходорковского - но государство год назад решило иначе. На вопрос "почему" тут есть разные ответы. Автору близки предположения, высказанные в статье Леонида Рузова "Имя зверя". Власть купировала таким образом возможность открытого и прозрачного перетекания средств между тремя секторами - политическим, бизнесом и некоммерческим. Главным, конечно, было то, что открытое, прозрачное и легальное финансирование политичесих партий бизнес-сектором выходило за рамки сложившейся системы, не оставляя возможностей для косвенного контроля со стороны власти. Благотворительность российских "олигархов", открытое и законное перечисление средств на образование и иные социальные нужды также означало выход за рамки сложившейся системы. Социальные инициативы нарушали госмонополию, а за счет привносимой прозрачности сокращали возможности для коррупции. Все это вместе составляло альтернативу, возможность перехода в иное качество - как в устройстве политическом, так и в социально-экономическом. Теперь же исполнительная власть фактически устраняет прямые горизонтальные связи между бизнес-сектором, политическими и некоммерческими организациями: можно только "с дозволения полиции". Бизнес и все прочие преобразуются в корпорации. Строится корпоративное государство”.

В этом предположении все становится на свои места. Правозащитники оказываются нужны для государственного (как правило – наружного) употребления. Например, чтобы говорить о судьбе русских в Латвии. Тема важная, жил бы в Латвии - наверное, сам бы занимался судьбою своей диаспоры. Но я живу в России, и по обращениям беженцев в наши юрконсультации знаю, что бегут прежде всего не из Прибалтики, а из Средней Азии. А об этих проблемах государство последний раз вспоминало, когда у него возник конфликт с Туркменбаши по поводу туркменского газового транзита. По-моему, именно такое использование человеческого горя аморально и вредно – и для людей, и для государства.

Бывают также попытки использовать неправительственные организации и во внутриполитических целях – особенно перед выборами. Беда только в том, что сети неправительственных организаций в таком случае окажутся “одноразовыми” – они попросту “сгорят”. Рассорятся люди, объединившиеся для совместной конкретной работы, а отнюдь не по политическим пристрастиям. И, что не менее важно, – будет потеряна честь, репутация. А вот обратное – использование неправительственными организациями предвыборных кампаний для продвижения своих конкретных целей – занятие вполне допустимое. Вопрос лишь в том - где и как провести грань? Но для России этот вопрос остается риторическим – “повестка дня” правозащитных и гражданских организаций, ставшая маргинальной еще в прошлую предвыборную кампанию, перед последними выборами попросту не была востребована. В этом отношении нас опережают те же Белоруссия с Украиной, где тема “исчезновений” людей стала центральной для оппозиции.

Есть случаи, когда оппозиция приходит к власти, пользуясь поддержкой из-за рубежа, – например, Сербия и Грузия. Ничего не поделаешь – глобализация. Альтернатива – автаркия, “железный занавес”. Вот в гитлеровской Германии или саддамовском Ираке такое, разумеется, было невозможно. Другое дело – что случилось с этими странами? И даже избежав разгрома – в горячей ли, в холодной ли войне – можно ли победить на пути самоизоляции? Скажут – Китай… И что же? Словосочетание “дешевая китайская копия” относится теперь не только к безделушкам, но и к космическим кораблям.

И от этого совсем не спасает написанная по заказу и на “правильные” деньги “великая история”. А также изгнание злоумышляющих электриков, пожарных и врачей с санэпидемстанции. Потому что никакие речи о “лизании не той руки” не смогут заглушить треска короткого замыкания, запаха гари и тошнотворной вони из пищеблока.

Черкасов Александр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).