будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ВШЭ Минобрнауки образование
Май 13, 2025
Страна
Клячко Татьяна

Лекции живые и онлайн-формат

Лекции живые и онлайн-формат
800-600_JaHIunU

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» заменит лекции онлайн-курсами, которые будут начитывать ее преподаватели, заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам, переход на новый формат будет проводиться  в течение пяти лет.

О предстоящих переменах ректор сообщил журналистам газеты «Коммерсантъ». По его мнению, чтение лекций превратилось в профанацию, так как посещаемость их очень низка, туда приходит не более 15-17% студентов. К томе же из-за чтения лекций у преподавателей не остается времени на исследовательскую работу, подчеркнул Кузьминов.

 
Работа в лаборатории / pixabay.com

По оценке ректора НИУ ВШЭ, переход на новый формат увеличит вовлеченность студентов в образование и будет способствовать повышению его качества. Однако он признал, что у преподавателей идея встретила сопротивление. В особенности же негативно отнеслись к ней экономисты. В то же время представители других известных российских вузов, опрошенные газетой, говорили о том, что у них аналогичный процесс идет уже некоторое время.

В Министерстве науки и высшего образования изданию пояснили, что ВШЭ, как и любой вуз, имеет право полностью перейти на онлайн-курсы. «Законодательство по общему правилу позволяет не предусматривать в образовательных программах занятия лекционного типа, проводимые путем непосредственного взаимодействия студента и преподавателя, находящихся в одной аудитории», – приводит газета комментарий представителей ведомства. 

О том, является ли переход лекций в цифровой формат неизбежным и том, какие основания существуют для того, чтобы не стремиться заместить их онлайн-форматом, с «Полит.ру» поговорила Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.

 
Татьяна Клячко

«Процесс перевода лекций в цифровой формат идет уже достаточно давно – несколько лет. Начало этому положил MIT, который выложил в Сеть лекции своих ведущих профессоров – Нобелевских лауреатов, чтобы высокое качество лекционного материала было понятно и доступно всем. Соответственно, теперь считается, что если человек посмотрит лекцию в интернете, то он все поймет и все будет в порядке.

Мне представляется, что это очень большое человеческое заблуждение. Во-первых, всегда, когда лектор читает лекцию, он реагирует на конкретную аудиторию. И эту лекцию он, так как он не робот, подстраивает под аудиторию и, в зависимости от заданных в процессе лекции вопросов, может набрести на какие-то совершенно нестандартные повороты. То есть лекция полезна как самому преподавателю, так и студентам.

Мой отец был физиком; он рассказывал, что у них лекции читал академик Тамм, который в процессе лекций иногда видел новое поле для поиска и осмысления, т.е. наука творилась на глазах у студентов. Отец всю жизнь вспоминал эти лекции как необыкновенный праздник интеллектуальной работы. Лишить студентов чувства сопричастности, на мой взгляд, неверно. Это так же неверно, как перевести все спектакли из театров в телеформат и считать, что в театр больше ходить незачем.

 
Игорь Тамм получает Нобелевскую премию / imyanauki.ru

Действительно, можно же смотреть все по телевизору, можно записать на диски, тиражировать запись постановки. А актеров можно распускать или делать с ними следующую постановку! Но почему-то именно чудо сопричастности к театральному действу ведет нас в театр. И кино, которое, в общем-то, «про то же», театра не отменило.

Точно так же лекция, если это хорошая лекция, это спектакль. Это не только интеллектуальный праздник, это еще и праздник эмоциональный, когда слушатели входят в предмет, в науку. Другое дело, что многие преподаватели читают лекции так, что лучше бы не читали. Вот их можно заменить на хорошего преподавателя, который прочтет эту лекцию для демонстрации в интернете и, пусть без сопричастности, но все же хорошо даст материал.

Но если в процессе лекции еще и идет обмен мнениями между преподавателем и студентами, то это, к сожалению, перевести в цифровой формат не удастся. И, на мой взгляд, этого не нужно делать. Поэтому как прививка от плохого преподавателя такие онлайн-лекции – это хорошо. Но при этом нужно оставлять хороших преподавателей для того, чтобы они читали обычные лекции или интерактивные лекции, вовлекая студентов в обсуждение проблемы, что сейчас уже очень часто используется. И лекция как формат, на мой взгляд, умрет еще нескоро.

 
Просмотр видеоурока / pixabay.com

Смогут ли семинары заменить лекции? Нет. Ну, возможно, интерактивная лекция, в ходе которой преподаватель что-то рассказывает, а потом ведет как бы семинар, перейдет в категорию семинаров.

Что касается того, как на идею реагируют студенты и преподаватели, то она не всем нравится. Некоторым преподавателям встать перед камерами и прочитать лекцию, не видя аудитории, иногда психологически очень сложно. И лекция может оказаться плохой. Даже запись чтения лекции в аудитории может быть хуже обычной лекции – многие люди не радуются присутствию камеры. Но самое главное, опыт телевидения показал: «говорящая голова» – это плохо. Так что в случае отмены формата лекций даже при сохранении формата семинаров учащиеся будут что-то терять.

Советую также прочитать статьи Даниила Александрова, профессора филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, о том, можно ли сделать учебник только цифровым и об использовании цифровых учебников. Он говорит о том, что изменения формата в таком виде скорее всего, не произойдет», – сказала Татьяна Клячко.

Клячко Татьяна
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).