будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Либерализация вместо конвертации

Либерализация вместо конвертации
52_04

В недавнем Послании президент высказал пожелание, чтобы российская национальная валюта стала полностью конвертируемой с 1 июля 2006 года. Поскольку президент явно не шутил, скорее всего, он имел в виду не действительную конвертируемость, достичь которой одним пожеланием главы государства невозможно, а только отмену ряда ограничений на обратимость рубля, которые устанавливаются формальными указаниями регулирующих органов и действительно могут быть легко отменены в любой момент.

Эти ограничения на обратимость рубля, которые, наверное, имел в виду президент, сейчас следующие. Во-первых, операции иностранцев (нерезидентов) по приобретению активов на территории России сейчас могут осуществляться только со специальных счетов, на которые сначала переводятся денежные суммы с текущих счетов, а уже потом на них покупаются активы. Понятно, что проведение инвестиционной операции только через специальный счет дает возможность российскому регулятору, т.е. Центральному банку, в случае чего приостанавливать или даже замораживать инвестиционные средства нерезидентов.

Аналогичное требование распространяется и на российские компании-резиденты, если они получают капитал из-за границы или предоставляют капитал нерезидентам. То есть российский регулятор также держит под контролем инвестиционные операции российских компаний и может при необходимости их приостановить или вовсе отменить.

Но это, конечно, крайний случай, а пока движение средств по специальным счетам используется для того, чтобы Центральный банк мог знать, какую часть денежного потока, приходящего или уходящего за границу, он может в случае чего временно заморозить.

Замораживание, или, вернее, резервирование – это вторая ограничительная мера на пути свободного движения капиталов. Центральный банк России имеет право предложить любой компании и обслуживающему ее банку зарезервировать, то есть перечислить на отдельный банковский счет, денежную сумму в рублях пропорционально поступающим или уходящим за границу валютным средствам. Причем требование о резервировании распространяется как на кредиты и займы, так и на обычные денежные переводы, производимые юридическими лицами.

Резервирование тоже распространяется и на российские компании, если они при экспортных товарных поставках предоставляют иностранным покупателям отсрочку платежа или если при импорте иностранных товаров российский покупатель делает иностранному поставщику предоплату. В данном случае резервирование может применяться Центральным банком, если он заподозрит, что перевод денежных средств опосредует фиктивную сделку и никакой встречной поставки товаров и услуг не произойдет. Или не будет возврата средств, вложенных в иностранные ценные бумаги. То есть вместо оплаты импорта или предоставления займа имеет место бегство капитала. В этом случае после проведения соответствующей проверки сумма, внесенная участником этой операции на резервный счет, пропадает, и таким образом производится компенсация за вывезенный капитал.

Третьим ограничением внешнеэкономических операций всегда была обязательная продажа валютной выручки. Хотя сейчас это правило валютного регулирования не слишком обременительно (надо продавать на внутреннем валютном рынке только 10% поступающих средств), но еще несколько лет назад этот норматив составлял 50% валютной выручки, а в критические моменты, вроде второй половины 1998 года, мог доходить и до 75%. Правда, банки и их клиенты нередко могли обойти это правило, но для финансовых органов государства его соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности было очень важно, так как за счет обязательной продажи (правильнее сказать, обязательной покупки) валюты формировались валютные фонды правительства, из которых, в частности, шло обслуживание внешнего долга.

Ну и, наконец, четвертая ограничительная мера – это запрет российским резидентам держать счета в иностранных банках, расположенных в странах, не входящих в ОЭСР и ФАТФ, а также запрет на перевод средств с одних заграничных счетов на другие без уведомления российских контролирующих служб. Теперь российские компании могут открывать счета где угодно и в каких угодно банках, а потом гонять между ними денежные средства в любых объемах и с любой скоростью.

Таким образом, если рассматривать пожелание президента о введении полной конвертируемости рубля как набор мер по либерализации валютного режима, то его нельзя не приветствовать. И в самом деле, всякого рода ограничения вводились тогда, когда валюты в стране было мало. Теперь же, когда валютная выручка достигла таких размеров, что рубль под ее давлением начинает ревальвироваться, сохранять эти ограничения смысла больше не имеет. Внешний государственный долг резко снизился, валютные резервы громадные, доверие к рублю растет день ото дня, поэтому контролировать валютные операции участников внешнеэкономической деятельности, пусть даже они и в самом деле вывозят из страны капитал, – это только ставить лишние препоны на пути движения реальных инвестиций, которых нам сейчас не хватает. Конечно, к реальной конвертируемости рубля отмена нескольких мер валютного контроля не приведет, но вот процесс капиталообразования наверняка ускорится. Что в настоящее время гораздо нужнее, чем гипотетическая возможность выехать за границу, имея при себе только рубли и ни единого доллара. 

См. также:

  • Гриценко. Слабые стороны сильного рубля
  • Гриценко. Послание матерям
  • Лейбин. За деньги и по любви
  • Цыганок. Военная клюква для российского общества
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).