будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Либеральный милитаризм. Взгляд на бюджет после второго чтения

Бюджет-2004 принят во втором, постатейном чтении – то есть решено, сколько каждая бюджетная отрасль должна получить денег в будущем году. Расклад получился странным. С одной стороны, бюджет вроде бы либеральный (правда, смотря что понимать под либерализмом), а с другой – он настолько государственнический, что поневоле становится не по себе. Неужели слова об укреплении властной вертикали стали делами?

Итак, что же понимают под либерализмом творцы бюджета 2004 года? Во-первых, почти полное, чтобы не сказать абсолютное, невмешательство государства в экономику. Хотя статей экономического содержания в бюджете полно, это не должно вводить в заблуждение – денег по ним выделяется крайне мало. Это скорее проплата старых долгов, чем создание новых обязательств.

Это, конечно, радует, так как бюджет перестанет перегружаться нефинансируемыми мандатами, но наша жизнь от этого легче не станет. Мы ждали от правительства поворота к нуждам регионов, в первую очередь к потребностям коммунального и жилищного хозяйства городов и поселков, а вместо этого видим какие то жалкие цифры – на эти деньги даже толком водопровод не отремонтируешь, не говоря уже о канализации. Разумеется, по российскому бюджетному законодательству, ремонт инфраструктуры – дело местных властей. На то им даны определенные властные полномочия, которые в отдельных случаях подкрепляются финансовыми ресурсами. Но необходимо понимать, что эти средства погоды не сделают, зима все равно наступит, и изношенные городские сети придется ремонтировать. И что для приведения их в порядок нужны серьезные финансовые вливания из федерального центра. Как это сделать, не нарушая бюджетного законодательства – вопрос второй.

Можем, например, посоветовать использовать опыт проведения городских юбилеев. Вот было Санкт-Петербургу 300 лет (всего-то, ерунда по российским меркам) – и вон сколько денег в него вкачали. На глазах похорошел город! И теперь этот опыт можно распространять по всем российским просторам. Раз, случился у какого-нибудь городка или поселка городского типа день рождения, ну что-то вроде тысячелетия, или, на худой конец, пятисотлетия – сразу ему из госбюджета и на дороги, и на трубы, и на провода. Пусть живет себе счастливо до следующего тысячелетия и ни на что не жалуется. И что самое главное, все административно-кадровые решения для этого уже приняты. Вице-премьером по ЖКХ назначен недавний мэр Санкт-Петербурга Яковлев, который как раз осваивал федеральные бюджетные деньги, и теперь ему в самый раз заняться распространением этого опыта.

Но не тут-то было. Есть вещи поважнее водопровода и канализации. Главное для нас сейчас, если судить по распределению бюджетных средств, – это укреплять оборону страны, причем оборону от врагов как внешних, так и внутренних (которых, судя по бюджетным цифрам, скоро станет больше, чем внешних). Но пока на защиту от предполагаемого иностранного противника выделяется 17% расходов, а от местных бандитов и хулиганов – 11%. Третьими в списке наиболее крупных получателей бюджетных средств идут, как всегда, региональные бюджеты, доля которых составила те же 11%, что и у органов внутренних дел. Однако большие цифры не должны создавать иллюзий. Мы все прекрасно знаем, что федеральный центр уже много лет боролся с регионами в перетягивании узкого бюджетного одеяла на себя – и, в конце концов, победил. И вот теперь он за эту победу расплачивается, возвращая регионам деньги в виде бюджетных субсидий, которые они раньше получали в виде налогов. С финансовой точки зрения толку от этого никакого, но с политической – очень даже много, так как наделение регионов ресурсами все в большей степени зависит от федеральных властей.

Еще одна крупная статья бюджетных расходов – социальная политика, которая весит больше всех – 25% от расходов. Можно порадоваться за получателей этих средств и воспользоваться возможностью сказать, что наш бюджет не только военно-полицейский, но и социально-ориентированный. Но сказать так – сказать не всю правду. Дело в том, что львиную долю расходов по этой статье составляют пенсии военнослужащим. Их, видимо, будут повышать, поэтому и закладывают соответствующий рост в нужной бюджетной статье. Мы, конечно, против пенсий, особенно - военнослужащим, ничего не имеем, но как-то это повышение больно хорошо состыковывается с другими милитаристскими статьями бюджета. Ведь эти пенсии – это тоже военные расходы, фактически на денежное довольствие военнослужащим, пребывающим, так сказать, в кадровом резерве Министерства обороны и внутренних дел. Поэтому не будет преувеличением сказать, что все военно-полицейские операции тянут в бюджете России на 2004 год чуть ли не на половину. И вот в этом месте либерализм плавно перетекает в государственничество. Предположим, что Государство Российское в самом деле решило уйти из производственной сферы и оставить за собой только роль ночного сторожа. Но тогда надо хотя бы налоги снизить, а то ведь сторож получается больно дорогой. И, что самое непонятное, кого от кого он собирается охранять? Неужели российский бизнес? Трудно в это поверить, глядя на то, как лихо наше государство с этим бизнесом расправляется. Неужели с ростом расходов на правоохранительную деятельность число открытых уголовных дел против них начнет увеличиться? То есть это у нас получается не бюджет защиты бизнеса, а бюджет нападения на него.

Единственное, что радует в бюджете-2004, так это расходы на дорожное строительство. Неважно, что они не очень сильно увеличились по сравнению с прошлым годом. Важно, что они вообще сохранились. Хотя, конечно, это все те же долги прошлых лет, в данном случае – расходы на давно ведущееся строительство кольцевой автомагистрали вокруг Северной столицы. Вот ее закончат, и все. Никакого дорожного строительства больше не будет, а будет очередное увеличение военных или милицейских расходов.

Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).