будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 8, 2025
Страна
Маркедонов Сергей

Либералы должны стать националистами

Либералы должны стать националистами
12274-original

Что бы ни говорили представители официальной власти о “тысячелетней России” и “исторической Руси”, современное российское государство родом из августа 1991 года. К сожалению, три дня в августе, благодаря которым на карте мира появилась Российская Федерация (не империя и не Советский Союз), не стали точкой отсчета новой государственности и новой идеологии.

Та “бархатная революция” на закате “перестройки” вообще может войти в историю как революция “странная” (по аналогии со “странной войной” сентября 1939 года). Нигде ни в одной стране новый политический класс никому не отдавал на откуп формирование новой государственной мифологии. Только победившие силы брали на себя задачу легитимации революционных завоеваний, объясняли “кто мы, откуда, куда идем?” В августе 1991 года “победители” добровольно отказались от идеологических задач, перепутав собственно идеологию с коммунистической идеологией. Между тем, разница между этими понятиями так же велика, как между государем и милостивым государем. Результат - делегитимация новой государственности и обессмысливание той нашей “цветной революции”, не единожды проклятой и, увы, забытой. Тогда, в 1991 году, новая власть не смогла взяться за создание новой нации (как политического, гражданского сообщества). Государство ушло из той сферы, из которой оно по определению уходить не может. Поэтому и сегодня нациестроительство в России – это рынок проектов, “отложенное решение” 1991 года сегодня снова актуально.

В ближайшие годы доминирующим дискурсом в российской политике будет государственно-националистический. Любой политик, нацеленный на политический успех в нашей стране, должен освоить ту или иную версию национализма и государственнической риторики. При этом речь, естественно, не идет о тотальной фашизации населения, как зачастую пытаются представить дело наши правозащитники. Государственно-националистический дискурс не сводим к радикальному этнозащитному национализму и расизму. Он охватывает широкий спектр идейно-политических течений, от либерального гражданского национализма до крайней ксенофобии. Речь в данном случае идет о том, что апелляции к нации и государству будут наиболее верными путями к сердцам и головам россиян. При этом всякий апеллирующий будет понимать и под нацией, и под государством принципиально разные сущности.

Сегодняшнее “огосударствление” – процесс закономерный. В последние несколько лет в России произошел беспрецедентный разрыв между декларациями государства и фактическим его состоянием. По официальной версии, российское государство строит вертикаль власти, подавляет региональную фронду, восстанавливает влияние на внешнеполитической арене, подчиняет своей длани стихию гражданского общества, само формирует партии и занимается политической селекцией, то есть ежедневно демонстрирует силу и уверенность. Между тем, содержательный анализ всех последних инноваций власти говорит как раз об обратном. Вертикаль власти превращается в коррупционную вертикаль. Отказ от публичных политических процедур и переход к келейной кадровой политике реализовали в России идею “монетизации власти”.

Назначение глав регионов формирует два тромба, смертельно опасных для государства. Первый – закрытие социального лифта для региональных политиков. Теперь глава региона по своей компетенции не должен подниматься выше своей региональной “кочки зрения”. Но управление регионом без понимания общенационального контекста и без навыков общенационального мышления приведет уже в ближайшем будущем к деградации всего управленческого корпуса России. Второй тромб - закрытие социального лифта для молодого поколения политиков. Отказ от процедуры выборов закрывает двери региональных администраций для молодых честолюбивых людей, заставляет их уйти либо во внутреннюю эмиграцию, либо в радикальный протест, включая и радикально-националистические группировки. Таким образом, вертикаль власти, усиливая уровень коррупции, убивает общенациональное единство, способствуя управленческой обособленности отдельных республик, краев и областей. Более того, российская высшая власть охотно готова поступиться своими полномочиями именно там, где от нее требуется воля, ответственность, принятие непопулярных и жестких решений. Чеченская республика - самый яркий пример такого рода. Создание “АОЗТ Чечня” под эгидой Кадыровых с сохранением чисто внешней лояльности Кремлю - истинное проявление того, на что сегодня способно государство в России.

Уход от реальной ответственности стал фирменным стилем “сильного государства” периода “управляемой демократии”. Одна только монетизация льгот продемонстрировала, что “сильная власть” готова брать себе одни лишь вершки, оставляя корешки подчиненным (региональным и местным руководителям). При этом Кремль упускает одну важную деталь - децентрализация социальной политики чревата разрывом социальных связей, что гораздо хуже централизации коррупционных потоков.

Слабость же и непоследовательность нашей внешней политики, ее систематические провалы привели к тому, что “сильная Россия” попыталась стать сверхдержавой в границах СНГ, но утратила влияние даже на изначально пророссийские непризнанные образования. При этом никакой системы взглядов и подходов российская дипломатия не имеет (в отличие даже от периода козыревского тотального отступления). Призывы к теснейшему сплочению с союзниками по контртеррористической коалиции сочетаются с критикой неконструктивной политики США в Ираке. Между тем игнорируется очевидный факт - зависимость наших провалов на постсоветском пространстве от нашей несговорчивости по Ираку, Сирии, Ирану.

Дипломатические провалы “сильной России” - лишь следствие неразрешенности главного кризиса - идентификационного, в который власть сама себя загнала в 1991 году. Российская власть позиционирует себя исключительно как наследника СССР, сохранившего “ядро великой державы”. При этом собственно российская идентичность, объединяющая граждан РФ, не является предметом заботы лидеров государства. Как результат - существование рынка идентичностей, на котором конкурируют советские, этнонационалистические и местнические проекты.

Спецслужбы, лишенные идейно-политического наполнения, превращаются в государственно-коммерческие “бригады”, занимающиеся переделом собственности и перераспределением активов.

Таким образом “сильное государство” сегодня не просто не выполнило ни одной из заявленных задач. Оно утратило адекватность и стремительно деградировало. В последние годы в Кремле и на Старой площади возобладало узкокорпоративное и лоббистское мышление. Общенациональное и общегосударственное представление о происходящем в стране и в мире ныне не востребовано.

У властей предержащих нет образа страны, которой они служат. Отсюда необходимый лозунг дня сегодняшнего - восстановление нормального государства. Не корпорации кормленцев за счет бюджета, не государственно-коммерческих агентств, а нормальной бюрократической системы, построенной на формальных, а не клановых патронно-клиентских связях. Государства, чиновники которого служат не ушедшей в небытие, а существующей здесь и сейчас стране. Действие законов, а не понятий, нормальное (а не чекистско-распределительное) развитие бизнеса может обеспечить только государство. Нормальное государство необходимо всем политическим акторам - от коммунистов до либералов, всей стране. Отсюда и естественный спрос на государственничество и национализм (как механизм преодоления идентификационного кризиса).

В этой связи основная конкуренция в ближайшем будущем развернется между несколькими национально ориентированными проектами: национал-коммунистическим, национал-социалистическим, этнонационалистическим и национал-либеральным. Каждый из этих проектов исходит из посылки, что нынешнее государство в России слабо и неадекватно, а также из необходимости его восстановления (с разными целями, задачами и управленческой методологией).

Национал-коммунистический проект в наибольшей степени укоренен в постсоветской России. По крайней мере, у него есть важнейший рычаг для реализации - партия КПРФ. Ее сегодняшняя маргинализация в условиях “управляемой демократии” никого не должна вводить в заблуждение. Неудавшиеся социальные реформы - прекрасный резерв не просто для пополнения рядов партии, но и для ее радикализации. Молодое поколение КПРФ намного радикальнее Зюганова и Ко. Однако главная беда партии - ее несовременность и постоянная апелляция к советскому опыту. С национализмом у партии “интернационалистов” все в порядке. Цитирование Ильина ее лидерами заметно опережает цитирование Ильича. Однако сегодня КПРФ не может предложить принципиально новых политических know how. В условиях же конкуренции с более молодыми по возрасту и риторике национал-социалистами и этнонационалистами компартия обречена на постепенный уход в тень.

Что же касается национал-социалистов и русских этнонационалистов, то сегодня эти течения сильны не столько как партийно-политические структуры, сколько как идейно-политические течения. По справедливому замечанию Ярослава Шимова, несмотря на отсутствие единых оргструктур и идейно-политического единства, их объединяет “сочетание националистической риторики с требованием радикальных социальных перемен, особенно передела собственности, ... это резко антилиберальная, антизападная и антикапиталистическая направленность”. При этом русские этнонационалисты в отличие от национал-социалистов педалируют скорее откровенную ксенофобию, не утруждая себя социально-экономическим проектированием. Главный вызов со стороны национал-социалистов и этнонационалистов - призывы к изменению характера государства, отказ от парламентаризма, демократии и прав человека в пользу этнической сегрегации, русского доминирования и корпоративизма. В отличие от идеологов КПРФ, национал-социалисты и этнонационалисты современны, зачастую прекрасно знакомы с трудами европейских и американских мыслителей. Их протест - это эстетическое неприятие западного мира.

При этом российские наци, как и их предшественники (евразийцы, сменовеховцы), допускают серьезную методологическую ошибку, отождествляя прививку свободы российскому дичку с демократией по европейским и американским стандартам. Постсоветский российский бардак видится им следствием внедрения западных политических образцов. Между тем российская демократия оказалась плоха не из-за копирования западных образцов, а ввиду неспособности высшей власти блокировать антимодернизаторские поползновения со стороны бюрократии и общества. Вряд ли формирование региональных авторитарных режимов и приватизацию власти следует отнести к заимствованиям из-за бугра. Это наши “почвенные явления”.

Однако и в критических выступлениях наци содержится рациональное зерно. Речь в данном случае идет вовсе не о принятии их конструктивной программы - русификация России и самоопределение русских развалят нынешнюю Российскую Федерацию и вызовут серьезные межэтнические столкновения. Но необходимо признать, что наше государство ни разу не проявило заботу о социально-политических проблемах этнического большинства, действуя по принципу “не бунтует, и слава Богу”. Россия оказалась неспособна защитить своих соотечественников за рубежом и в собственных нацреспубликах. Отсюда скептическое отношение к России как к “своему государству”, стремление к этнонационализму и отказ от поддержки гражданско-политического (единственно возможного в российских условиях) самоопределения. Если “русский вопрос” в России не получит своего либерально-гражданского разрешения, то вероятна перспектива его решения на основе других проектов.

И, наконец, национально-либеральный проект. По идее, главными государственниками в нашей стране должны быть либералы. Именно они были создателями современной России. Именно они не являются патриотами СССР (как коммунисты), Российской империи или Русского государства (как национал-социалисты и этнонационалисты). Российские либералы стояли у истоков новой российской государственности и буржуазной революции 1991 года. Однако в реальности они пошли по иному пути, избрав интеллигентское “отщепенчество”. Главной ошибкой либералов стало рассмотрение государства как воплощенного зла и главного вызова демократии. Отсюда тезис об ослаблении государства как абсолютном благе. То, что ослабление государства в начале 90-х привело к возрождению политической архаики, формированию замкнутых этнонационалистических региональных режимов, никак не повлияло на идейно-политические воззрения либералов. Между тем первым вызовом новой российской государственности стала не пресловутая вертикаль, а чеченский сепаратизм. Однако самоценность новой демократической России не стала краеугольным камнем российской либеральной доктрины.

Между тем либералы - единственная в стране сила, которая в перспективе могла бы совместить патриотизм со свободой, а сильное ответственное государство с рыночной экономикой. Но для этого у либералов существует единственная возможность. Им необходимо пройти процесс “национализации”, то есть дополнить свой идеологический багаж национализмом и государственничеством. Российские либералы должны стать националистами в том смысле, что будут защищать российскую нацию как гражданско-политическое объединение всех граждан страны, а не отдельных этнических групп. Государственниками же они должны быть в смысле превращения власти и управления в систему эффективной защиты российской нации (граждан страны), а не отдельных групп влияния или кремлевских группировок. Лозунг “национализации власти” мог бы в данном случае пониматься как обеспечение механизма равенства всех перед законом и диктатуры права, а не понятий. Тезис Карла Дойча о “нации как обществе, поставившем государство на службу себе” может стать весьма привлекательным идейно-политическим брендом. В этом случае сила государства будет измеряться тем, насколько оно выполняет заказ граждан. К сожалению, шансов на “национализацию либерализма” в нынешней России мало. Догматизм российских либералов превосходит сегодня догматизм членов Политбюро ЦК КПСС в брежневские годы.

Увы, коридор возможностей для либералов с каждым днем становится все более узким. Виртуально-сильная власть, держащаяся на нефтяной конъюнктуре и ТВ, ежедневно фабрикует новых “государственников” и националистов. Если не предложить растерянным и разочаровавшимся россиянам внятного либерального национально-государственнического проекта и просвещенного патриотизма, они выберут себе нацию и государство по вкусу - может быть, не слишком взыскательному…

Автор - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

См. также:

  • Маркедонов. Поспешные похороны либерального проекта
  • Лейбин. “Пойдешь налево…”. Текст на камне
  • Долгин. Удар слева, или Заявка Ходорковского
  • Миллер. Империя и нация в воображении русского национализма. Взгляд историка
  • Миллер. Из какого сора растет демократия
  • Долгин. Россия на перепутье
  • Долгин. Как избежать победы лукашизма?
  • Лейбин. Хотят ли русские в Европу
Маркедонов Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).