будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 10, 2025
Страна
Горбовская Екатерина

Логика непрофессионала

Логика непрофессионала
Е.Горбовская_1

Все настолько глупо и непрофессионально, что работать практически совершенно невозможно. Невозможно понять логику непрофессионала.

(«Семнадцать мгновений весны»)

Если сегодня человеку на Западе вы скажете, что вы по профессии поэт, человек мысленно поселит вас в башню из слоновой кости со всей сопутствующей атрибутикой дополняющей образ небедного гения. Потому общепринятая логика социально-трудовых отношений, которая определяет профессиональную деятельность как деятельность, являющуюся основным источником дохода, обуславливаетпростой категорический силлогизм: если кто-то рассматривает своё стихотворчество не как хобби, а как профессиональную деятельность, то это значит, что он неплохо обеспечивает этой деятельностью своё существование. Плюс всякие социальные ништяки – фотографы, автографы, некрологи в газетах…

Если бы тридцать-сорок лет назад человеку в Советском Союзе вы сказали, что вы по профессии поэт, человек тоже мысленно записал бы вас в число богатеньких буратин, потому что… (см. выше). Плюс всякие социальные ништяки – Литфонд, продуктовые заказы, спец поликлиника, очередь на машину…

Но если сегодня человеку в России вы скажете, что вы профессиональный поэт, то, скорей всего, он, как в том анекдоте про Шаляпина, спросит вас: «Ну а работаешь-то ты кем? Работа у тебя какая?». Потому что, следуя всё той же общепринятой логике социально-трудовых отношений, человек, который сегодня занимается писательской, а тем паче стихотворной деятельностью, может заниматься ей только факультативно, как некогда занимались художественной самодеятельностью (Х.Самодеятельность - художественное творчество людей, <…> занимающихся искусством в дополнение к своей основной профессии).

В ответ на бестактный вопрос по поводу «работы» поэт нехотя назовёт какую-то, порой даже не редакторскую, а весьма далёкую от поэзии сферу деятельности и останется с таким чувством, словно ему плюнули в душу. Потому что уклад тридцатилетней давности не отпускает, а сегодняшняя отечественная реальность такова, что сегодня поэт, будь он хоть поэт-распоэт – это художественная самодеятельность, и стихотворчество, за исключением единичных случаев, никак не укладывается в формулу «профессиональная деятельность = основной источник дохода». И говорить о профессионализме в поэзии сегодня можно только с точки зрения техничности исполнения, но никак не с точки зрения того самого профессионально статуса, который определяется как вид деятельности, являющийся основным источником дохода. Слова поэт и профессия  сегодня не рифмуются, а словосочетание «профессиональный поэт» звучит исключительно как поэтическая метафора. Но на любую поэтическую метафору всегда найдётся закоулок с конкретикой:

«Необходимо также отличать от рода занятий близкое по своему значению понятие профессия, под которой подразумевается род квалифицированной трудовой деятельности человека, осуществляемой им с целью заработать себе на жизнь.

Род занятий в широком смысле слова в отличие от профессии не обязательно может иметь своей целью получение заработка».

Поэтому мы сразу оговоримся, что в силу любительского статуса предмета нашего обсуждения мы постараемся не подходить к нему со строгими профессиональными мерками и критериями Гамбургского счёта, который, как известно, рифмуется исключительно с профессиональной системой координат.  Тем более что речь пойдёт вовсе не о Гамбургском, а всего лишь о «Московском счёте».

Почему о нём пойдёт речь? Да потому что в последние дни, куда в соцсетях ни ткнёшься, там всюду они. С ножом к горлу: «Считаете ли вы премию «Московский счет» в том виде, в каком она существует сейчас, отражающей реальную ситуацию в современной поэзии? Почему? Какие недостатки и достоинства вы видите у премии? Что бы вы хотели изменить в премии, а что оставить неизменным?»

А когда ты пытаешься им ответить не так, как им этого хочется, и задать вопрос, который профессионалам и задавать бы, в общем-то, не пришлось, то этот вопрос, так и необременённый ответом, улетает в пространство, обрастая в полёте всякими словами и раздумьями на тему.

А вопросов, собственно, было два.

Нет, нет, то не были вопросы о том, каким образом те, кто голосуют за «лучшую поэтическую книгу года», могли прочитать все книги в списке, представленном им для голосования, если в списке порядка ста пятидесяти книг, из коих руками они держали и глазами видели только те, что им подарили авторы (две? три? неужели пять?!)

Ах, да, это ж московские поэты! Ну, тогда ещё можно приплюсовать сколько-то там книжек, купленных из цеховой солидарности на презентациях с фуршетом (две? три? неужели пять?!). И ещё может быть пару-тройку реально купленных для реального прочтения. Но в списке-то книг больше ста! Как они могут голосовать за все остальные, если они даже не подозревали об их существовании до того момента, пока по электронной почте им не прислали этот список, по которому нужно проголосовать «завтра»?

Нет-нет, боже упаси, этот вопрос не был озвучен, потому что мы прекрасно понимаем: что не позволено Гамбургскому счёту, позволено Московскому, лишь бы не плакали.

Наши вопросы имели исключительно центростремительный вектор и сугубо эгоистичный характер. И вообще их был один. Но стало два, потому что то, что подразумевалось как наш ответ на вопросы: «Какие недостатки и достоинства вы видите у премии? Что бы вы хотели изменить в премии, а что оставить неизменным?», было в ответных репликах запорошено такой пургой, что потребовался вопрос как таковой – с вопросительным знаком, дабы эту пургу как-то прояснить. Вот на него-то, на тот, что с вопросительным знаком, как раз и не ответили. Вот он как раз и улетел в пространство, обрастая…

Екатерина Горбовская: И что самое неприятное, вашу книгу включают в список книг-участников без вашего на то согласия, только на том основании, что она вышла в Москве в отчётный период. При этом не учитывается, считаете ли вы за честь лежать в этой братской могиле, или же оно вам поперёк горла, держал ли вашу книжку в руках хоть один из голосующих, или вы с ними всеми существуете в параллельных мирах, – вас не спрашивают.

Когда в 2013-м я увидела свою книжку в этом списке из нескольких сотен наименований, я, если честно, оскорбилась. И с тех пор, когда меня мимолётом посещает мысль об издании следующей книжки, я московские издательства не рассматриваю – именно из нежелания снова оказаться в таком списке «до кучи» без моего на то ведома и согласия.

Ну, в общем, нельзя так. Даже если мероприятию для солидности нужен длинный и внушительный список книг-участников – всё равно нельзя.

Ответ: Ну, это совсем не проблема — попросить издателя или организаторов не включать свою книгу в списки премии. Тем более, "Моссчет" — премия не только для поэтов, но и для издателей поэзии.

Екатерина Горбовская: Мой издатель её точно не включал! Он знает, что я в эти игры не играю. Это вы там сами широким неводом.

И в продолжение разговора, коль скоро он зашёл, и возвращаясь к Вашим словам «попросить издателя или организаторов не включать свою книгу в списки премии», хотелось бы уточнить следующее.

Если взять за основу, что все наши издатели люди взрослые и ответственные и, не уведомив автора, не станут включать его книги ни какие соревновательные забеги, то актуальность вопроса смещается туда, где вы говорите «попросить организаторов не включать». То есть, если следовать этой логике, получается, что после издания книги автор должен написать во все существующие премиальные оргкомитеты – от Нобелевки до Московского, Подмосковного, Орехово-зуевского, и т.п. счёта, что он «просит не включать». Я так вас поняла? Или всё же обеспечение некоей правомерности при составлении списков это ответственность каждого конкретного оргкомитета?

И вот на этот вопрос ответа получить так и не удалось. Поэтому в поисках ответа пошли мы читать ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕМИИ «МОСКОВСКИЙ СЧЕТ», но впали в ещё большую растерянность, когда нашим глазам предстало:

2. Соискателями премии являются все поэтические книги, выпущенные за рассматриваемый период московскими издательствами

То, что «являются все поэтические книги, выпущенные за рассматриваемый период московскими издательствами», это мы и сами, увы, знали и именно ради этого и попытались внести свои пять копеек, когда нас спросили: «Что бы вы хотели изменить в премии?»  А в растерянность, переходящую в недоумение, нас повергло вот это вот: «Соискателями премии являются…»

Пошатываясь от нахлынувшего недоумения, мы пошли перепроверять своё незнание русского языка, но Гугл нам сказал, что лично у нас с русским языком всё в порядке, ибо, как мы и предполагали

СОИСКА́ТЕЛЬ

Мужской род

1. Лицо, представляющее свой труд на соискание чего-л.: "С. премии"

Мы снова перечитали «Положение» в том его пункте, где говорится: «Соискателями премии являются все поэтические книги, выпущенные за рассматриваемый период московскими издательствами», и не поняли, как соискателем может оказаться «лицо НЕ представившее свой труд на соискание чего-л.»?

И даже не столько о своём малоприятном опыте пятилетней давности подумали мы, сколько о всех тех сотнях наименованиях книг, назначенных «соискателями» за все эти годы, при том, что многие их авторы, точно так же как и мы, даже не подозревали о существовании этого «Поэтического Оскара российской столицы» [sic!] вплоть до того момента, когда нам сообщили, что «нас сосчитали».

И если честно, мы и не ожидали, что организаторы «Поэтического Оскара» поспешат что-то менять в своей системе формирования списков «соискателей», услышав наше робкое: «Ну, в общем, нельзя так. Даже если мероприятию для солидности нужен длинный и внушительный список книг-участников – всё равно нельзя». Потому что понять логику непрофессионала в данном случае – элементарно, Мюллер!

Горбовская Екатерина
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).