В истории с гендиректором «Уралкалия» Владиславом Баумгертнером, которого белорусы арестовали после визита к их премьеру и теперь обвиняют Бог знает в чем, наметился и российский ответ. Он получился ассиметричным: на Баумгертнера теперь завели дело и в России. Накануне Следственный комитет России сообщал следующее: «Главным следственным управлением СК России по результатам рассмотрения материалов, поступивших из компетентных органов Республики Беларусь, возбуждено уголовное дело в отношении Председателя наблюдательного совета ЗАО «Белорусская калийная компания» - генерального директора ОАО «Уралкалий» Владислава Баумгертнера, бывшего первого заместителя ЗАО «Белорусская калийная компания» Константина Солодовникова и иных лиц по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями)».
Это, соответственно, белорусы российским коллегам отправили материалы, наши их рассмотрели и увидали, что не так уж братские следователи и неправы. Есть в действиях гражданина состав преступления и надо бы гражданина и впрямь привлечь к ответственности. Очень вовремя, белорусские товарищи, вы обратили наше внимание на бесчинства гражданина Баумгертнера! Едва не ушел он от нашего ока!
На деле, как выясняется, история о другом. По данным «Коммерсанта», трактовки российских и белорусских следователей существенно отличаются. Белорусы настаивают на том, что Баумгертнер виновен не в злоупотреблении полномочиями (в чем его обвиняли изначально), а в хищении. И что он причинил Белоруссии ущерб в 100 миллионов долларов. Российские следователи увидели в материалах белорусской стороны, которые были переданы по российскому запросу, только злоупотребление полномочиями.
Зато после возбуждения уголовного дела российские следователи могут истребовать экстрадицию менеджера «Уралкалия» на родину. Согласно Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях, которую страны СНГ заключили еще в 1993 году, Баумгертнер вернется в Россию. Правда, в качестве подследственного.
Надо думать, что в этом и заключается смысл возбуждения уголовки против Баумгертнера, арест которого российские официальные лица неофициально именовали в непечатных выражениях. В том плане, что, мол, Белорусская сторона много на себя берет и лишнего о себе воображает. Даже Онищенко — наш внешнеполитический спецназ на постсоветском пространстве — подключили.
Однако российские власти хорошо понимают, что в своей суверенной песочнице Александр Лукашенко может творить буквально все, что пожелает. Что повышает риск реального срока для видного российского бизнесмена, буде «батька» всерьез вознамерится показать зубы «старшему брату». Российской стороне наличие заложника у Лукашенко не очень нравится — больно дорого потом может встать Баумгертнер России.
Потому все усилия в данном случае направлены на то, чтобы как можно скорее вытащить менеджера «Уралкалия» из сопредельной страны с ее суверенными представлениями о доказательстве вины. Пусть даже через заведение своего уголовного дела.
На птичьем языке СКР это звучит так: «В ближайшее время следственными органами будет решен вопрос о вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого и об избрании меры пресечения в отношении Владислава Баумгертнера. После этого с учетом норм, предусмотренных ч. 1 ст. 12 УК РФ, Следственным комитетом будут подготовлены документы об экстрадиции Баумгертнера на территорию Российской Федерации. В отношении других фигурантов по уголовному делу также будут приниматься процессуальные решения, в том числе связанные с предъявлением обвинения и избранием меры пресечения». То есть — отдайте его нам, мы сами разберемся.
На нашей территории дело можно будет и спустить на тормозах, развалить или никогда не доводить до суда. Можно и в суде оправдать Баумгертнера. В общем имеется масса способов, как сделать процесс «наказания» за «преступление» максимально безболезненным.
Белорусская сторона теперь, конечно, может и затягивать процесс экстрадиции, попытаться выжать из громкого дела максимум эффекта. Мяч в любом случае на стороне белорусов с их обидчивым президентом. В любом случае история близится к финалу.
Россия для себя должна сделать несколько выводов из инцидента. Во-первых о том, что наши внешнеполитические друзья как-то больно часто показывают нам фиги, которые держат в карманах. А мы с этим мало что можем поделать, несмотря на то, что мы - «великая держава». Янукович еще вчера был нам другом — а теперь слово «ассоциация» заставляет болезненно морщиться кремлевских начальников.
Второй вывод заключается в том, что для российских граждан и российского бизнеса надо придумать какие-то серьезные механизмы защиты со стороны государства. Может сейчас и не век «дипломатии канонерок», но если на наших «друзей» влияют только такие аргументы, то иногда можно и поиграть мускулами со строптивыми авторитарными вожаками, которых мы прикармливаем и именуем «друзьями и надежными партнерами». Тогда, возможно, не придется на менеджеров крупных компаний и уголовных дел заводить. Ну конечно, если речь не идет о Михаиле Ходорковском.