Лидеры «Другой России» Гарри Каспаров, Эдуард Лимонов и лидер движения «За права человека» Лев Пономарев не смогли утром в пятницу вылететь из аэропорта «Шереметьево» в Самару, где проходит саммит Россия–ЕС, для участия в разрешенном властями «Марше несогласных». У них и еще нескольких человек милиция отобрала паспорта и авиабилеты. Как было сказано – для проверки.
Оставшиеся без документов оппозиционеры были вынуждены остаться в зале ожидания. Сначала Лимонов говорил журналистам, что они не теряют надежды добраться до Самары другим рейсом. «Марш несогласных» в Самаре был запланирован на 16:00 мск. Спустя три часа представители «Другой России» попытались покинуть зал ожидания, однако милиция их не пустила. Если верить Лимонову, то документы были возвращены лишь спустя пять часов после задержания, когда лететь на марш было уже поздно.
«Когда мы пытались зарегистрироваться на рейс, сотрудники аэропорта сказали мне, что компьютер на распознает билеты», – рассказал явно раздраженный Каспаров агентству Reuters. Такое же объяснение дал агентству представитель транспортной милиции капитан Александр Адамов. Каспаров, в свою очередь, назвал капитана «марионеткой» и заявил, что все это происходит «по приказу сверху».
«Возмущен ли я? Мне смешно. Посмотрите кругом – вот вам российская конституция, вот вам российские законы. Везде люди в штатском – они делают все, что хотят», – сказал Каспаров. Поэтому, по его словам, место президента РФ Владимира Путина рядом с президентами Зимбабве и Белоруссии.
Самолет, на который стремились попасть Каспаров с Лимоновым, был задержан на час и поднялся в воздух в 10:00, заполненный на одну треть и без «несогласных». Помимо Каспарова, Лимонова и Пономарева, в аэропорту остались около 20 человек, в том числе два иностранных журналиста – из американской Wall Street Journal и британской London Daily Telegraph. Компьютеры аэропорта тоже почему-то отказались «узнавать» их билеты.
В пресс-службе транспортной милиции «Интерфаксу» сказали, что «несогласные» не смогли попасть на рейс из-за того, что их авиабилеты вызвали подозрения. «Проездные документы были взяты для проверки, в ходе которой выяснилось, что один из авиабилетов был оформлен на чужой паспорт», – заявил представитель транспортной милиции.
Лимонов сказал, что его, Каспарова, Пономарева и прочих представителей «Другой России» отпустили лишь после того, как последний самолет в Самару вышел на взлетную полосу. В то же время в Линейном отделе внутренних дел заявили, что документы лидерам «марша несогласных» вернули в 12:00 мск и они могли вылететь в Самару из «Шереметьево» в 13:30 мск и из «Домодедово» – в 15:25.
В аэропорту оказалась группа молодых людей из прокремлевского движения «Наши». Они были одеты в белые медицинские халаты и издевались над застрявшими «несогласными». «Мы защищаем окружающих людей от негативной энергии, которую излучает Каспаров», – объяснил один из них.
Тем временем о «несогласных» вспоминали под Самарой в санатории «Волжский утес». На пресс-конференции в рамках саммита Россия–ЕС канцлер Германии Ангела Меркель сказала, что крайне обеспокоена ситуацией, которая складывается в России вокруг «маршей несогласных». «Меня беспокоит тот факт, что некоторые имели проблемы с въездом сюда, но я надеюсь, что они смогут выразить свое мнение», – сказала она.
В свою очередь, Владимир Путин заявил, что не имеет ничего против «маршей несогласных». «Мне они ничем не мешают», – сказал президент. «Но любые акции должны проводиться в рамках действующего законодательства, и не мешать другим гражданам жить нормальной жизнью», – добавил он.
Жаль, что эти золотые слова не слышали представители движения «Наши»: недавно они активно способствовали «нормальной жизни» граждан, которым повезло жить рядом с посольством Эстонии в Москве.
См. также: Сергей Митрофанов. Мишени – на лоб!