Как мы ждали этого понедельника! Американцы так не ждали свой «супервторник». Конечно, что им: всего лишь стал известен кандидат в президенты США от демократов. Подумаешь!
А нам президент дал понять, что еще раз обозначит курс страны. Как мы гадали! Силовик или либерал? Чекист или экономист? За что возьмемся: за "модернизацию" армии или продолжим налоговую "реформу"? Куда качнется маятник: ужесточать будем или либерализовывать? Мы в понедельник даже пришли на работу пораньше. Мы звонили источникам в Думе и администрации, каждый своему, и ревниво спрашивали друг друга - ну как?
Повезло. Дождались. Правда, пространство для истолкования курса России от этого не сузилось, скорее, окончательно оформились методы этого истолкования. Так как экономические представления и прочие взгляды Фрадкова – загадка, все вцепились в его биографию. Кто-то отмечает его бурную деятельность на посту руководителя налоговой полиции, другие акцентируют на его двадцатилетнем внешнеторговом прошлом, третьи обсуждают его близость к ФПГ «Альфа».
Несколько изданий провели экспертный опрос на тему «С кем советовался Путин при назначении Фрадкова?», что в нашей ситуации равнозначно вопросу «А кто лоббировал его назначение?». И там, и здесь попытка ответить на вопрос, что за группы влияния стоят за решением президента.
Я думаю, президент действительно хотел обозначить курс страны. По честному. Но только не перед общественностью, а перед теми субъектами, перед которыми он взял предвыборные обязательства. И именно с этим были связаны действия по смене премьеров за две недели до отставки кабинета министров.
Самостоятельность Путина, приписываемая ему на основании его рейтинга, преувеличена и хорошо работает лишь в качестве народного мифа. В ситуации отсутствия политического класса, в ситуации зависимости от чрезвычайно инертной бюрократической машины, в ситуации сырьевой экономики, в ситуации слабой переговорной позиции на международной арене президент чрезвычайно зависим от целого ряда как внутри-, так и внешнеполитических субъектов.
Отсюда всеобщий стиль прогноза действий нового кабинета министров: интересны не политические и экономические представления премьера (их может и не быть), а его биография и конкретные лица или бизнес группы, попадавшиеся ему на этот жизненном пути. Связи, явки, пароли. СССР-Европа-Россия.
Так, наложив различные виды деятельности (и стоящую за ними собственность), претендующие на управление внутрироссийскими процессами, на биографии ключевых фигур правительства и администрации, можно получить контурную карту российского политического пространства. И это пространство точно не помещается в границах Российской Федерации: управляющий может быть и внешний.
И мы вынуждены будем утыкаться в эту конспирологию до тех пор, пока цели одного из субъектов не дорастут до такого масштаба, когда для их реализации понадобится ресурс всей страны, а следовательно - ресурс гражданства и публичной политики.
Или придется смириться с тем, что у Владимира Владимировича™ есть свой персональный марсианин, которой у себя дома уже всю воду выпил, как сообщает наш любимый марсианский трактор.