будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Страна
Сергейцев Тимофей

Массовое насилие и целостность России

Массовое насилие и целостность России
98_ser

Данный текст является письменной версией тезисного выступления на семинаре «Современные проблемы государства, власти и права на постсоветском пространстве» по теме «Легальное и легитимное в государственно-правовой истории России ХХ столетия» в рамках проекта "Европа". Тема актуализирована, в частности, серией «революций» в странах СНГ и дискуссией вокруг поиска легитимности, а значит и устойчивости власти в России.

Может ли Россия остаться целостной – фактически, политически и исторически? И, в частности, можем ли мы легитимировать эту целостность хотя бы в современных границах российского государства, которые напоминают границы Московского Царства XVII века? Ответ: мы вряд ли сможем сохранить Россию без восстановления преемственности.

Конечно, можно построить власть и не наследуя ничему. Так, Советский Союз вначале отказывался от исторической преемственности за счет обращения к проекту и поэтому смог отменить все предшествующие отношения, обязательства, а в этом смысле и все предшествующее право. 

Я-то сам являюсь сторонником проектного подхода. Но я не уверен, что, если мы отказываемся от всей истории России до Советского Союза, то мы сможем восстановить какую-то легитимность. Для жесткости я бы определенно утверждал: так не получится. 

Но, тем не менее, современная Россия негласно принимает ровно тот исторический нигилизм, который был реализован в процессе строительства советской власти. Никто не восстановлен в правах - никому же не возвращено отнятое. Нет ответа на вопрос, могут ли граждане царской России или хотя бы граждане СССР стать гражданами современной России в порядке заявления. Не по ходатайству, а в порядке бесспорного требования, по праву! 

Мне кажется, что первый Рубикон, который нужно перейти, - это внятно ответить на вопрос: мы все-таки наследуем или не наследуем… Не империю! Все вопросы преемственности почему-то ставятся в этом ключе – восстановим мы империю или нет. А главное - это права тех, кто жил на этом пространстве. Мы их собираемся восстанавливать или нет?

На все разговоры о реституции у нас наложен негласный запрет (я имею в виду в политическом дискурсе - в литературе, в науке, возможно, что-то есть). На этом пути стоит проблема самоопределения, в том числе и самоопределения политиков. Политики не признают проблему преемственности , более того, никто даже не утверждает, что ее нет, – проблема просто замалчивается. Конечно, многое разрушено и утеряно, но что такое 70 лет советской власти? Современная практика заключения долгосрочных договоров аренды допускает даже срок контракта в 99 лет - то есть могли бы не кончиться, скажем, договоры аренды. Почему же мы не можем даже обсуждать этот вопрос?

Советская власть мучительно искала легитимность и, возможно, в какой-то момент нашла ее. Есть гигантский опыт государственного насилия в отношении широких слоев населения, за счет чего советская власть долгое время утверждала себя. Удачно, с точки зрения решения проблемы легитимности, на технологию насилия наложились войны, прежде всего, Великая Отечественная. Тогда насилие вдруг оказалось оправдано, легитимировано: надо было защищать Отечество. Заградительные отряды, которые стреляли в спину нашим солдатам, были  в этом смысле легитимны. 

Если мы эту тему не вытащим в политику, не начнем ее обсуждать технологически, без визга и истерики расчувствовавшегося, но, в общем, ничего не делающего патриота, то ничего не выйдет. В СССР была применена следующая технология создания легитимности: сначала власть опиралась на насилие, а потом это насилие она легализовать не смогла, но легитимировать смогла - за счет глобального проекта и за счет войн. 

В подтверждение того, что советский метод – это  не только историческое прошлое, но и до некоторой степени – настоящее, можно привести массу свидетельств из нашей сегодняшней жизни. Раньше насилие осуществлялось в угоду построению нового общества социальной справедливости, понимаемого как совершенно определенная конструкция государства, сейчас мотив, может быть, поменялся, но технология осталась прежней.

Так, если мы посмотрим на самые активные рынки, то обнаружим, что они пребывают в нелегальном состоянии. Возьмем, например, рынок недвижимости города Москвы: есть подозрение, что все его обороты обеспечены нелегальными деньгами. Никто точно не считал, но можно с уверенностью сказать, что не уплачены налоги с подавляющей части сумм. Естественно предположить, что через некоторое время (собственно, это время уже наступило) все эти покупатели окажутся в положении преступников, которые должны бояться наказания. И вполне мыслима такая конструкция власти, которая опирается на тех, кого она может репрессировать, на тех, кто об этом знает и этого боится. 

В чем здесь технологическая разница с советским методом легитимации, не очень понятно. Тем более, что тюрьмы – полны, и содержание в них, в общем, не соответствует логике наказания, заключающегося в одном лишь лишении свободы. Суть советской и российской тюрьмы в том чтобы осуществить пытку, легальное и в некоторой степени легитимное насилие. Мол, так им и надо, не надо было попадать в тюрьму.

Даже те, кому наплевать на гражданские права, вступая в экономические отношения, начинают нуждаться в праве, потому что невозможно защитить продукт своего труда вне правового поля. Поэтому необходимо понимать сферу экономических и имущественных отношений не только узко прагматически (мол, она должна дать какой-то ВВП или повысить чье-то благосостояние), а как сферу, способную регулировать отношения в обществе так, что они станут либо правовыми, либо антиправовыми. 

Но – эта сфера не амбивалентна, процесс пойдет либо в ту сторону, либо в другую. Либо в сторону воспроизводства технологии массового насилия (но без надежды даже на ту степень легитимности, какая была у власти СССР – ни проекта, ни войны), либо в сторону правовых отношений. 

Для меня из этого, в частности, вытекает следующий тезис: если мы не откажемся от политики насилия в сфере массовой экономической деятельности, то никакой легитимности мы не создадим. Иными словами, до тех пор пока власть исторически не оправдается, не докажет, что она не будет прибегать к технологии построения власти, основанной на массовом насилии, легитимности, а значит и устойчивого политического режима в России не будет. 

Насилие в экономике должно быть хотя бы приостановлено. Прагматически это означает простую вещь: не заплатил налоги – плати штраф, рассчитывайся имуществом, становись банкротом, но не бойся, что тебя репрессируют. У нас, кстати, нет института личного банкротства, и гражданин в принципе не может оправдаться перед государством в случае, если оно потребует уплаты долгов. А какая тогда альтернатива? Альтернатива одна – тюрьма. 

Если мы хотим, чтобы население апеллировало к справедливости в правовой форме, а не в форме государственного насилия, кого-то наказывающего и что-то распределяющего, если мы хотим, чтобы российское население апеллировало к праву, к своей возможности защитить свои права, то нужно создать генератор права. То есть необходимо настроить на эту цель экономические и имущественные отношения. В этом смысле, а не для того чтобы спасти Ходорковского, нам нужен отказ от уголовного наказания за экономические преступления. 

Если резюмировать: для восстановления легитимной власти и сохранения страны, как минимум, следует пропустить проблему легитимности через проблему преемственности и проблему массового государственного насилия.

См. также:

  • Тимофей Сергейцев: Россия и Украина: Прощание с десятилетием свободы
  • Сергейцев, Куликов: Стабилизация феодализма
  • Виталий Найшуль: "Власть выходит на баррикады нелегитимных реформ"
  • Лекции Виталия Найшуля: Реформы в России. Часть первая. Часть вторая
  • Дмитрий Куликов. Право на День Победы
  • Рифат Шайхутдинов: Киргизия-2005: Демотехника на марше
  • Рифат Шайхутдинов. Роспуск СНГ. Тезисы
  • Виталий Лейбин. Алексей Кудрин на линии фронта. К вопросу о легализации частных накоплений
  • Виталий Найшуль.Сделать революцию мирной и окончательной
Сергейцев Тимофей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).