"Матери Беслана", недовольные ходом прокурорского расследования прошлогоднего теракта, устроили акцию протеста в здании Верховного суда Северной Осетии, где продолжается процесс по делу Нурпаши Кулаева. Женщины требовали встречи с замгенпрокурора России Николаем Шепелем и угрожали начать голодовку, если он не явится. Встреча была назначена ориентировочно на 12:00, однако прокурор так и не появился. Он еще накануне заявил, что пока не собирается встречаться с "Матерями Беслана". Вместо него приехал его помощник Сергей Прокопов, который передал им предложение Шепеля встретиться с ними в прокуратуре Северной Осетии. Однако на это протестующие заявили, что не намерены покидать зал судебного заседания.
Накануне 15 представительниц комитета отказались покинуть здание Верховного суда. Дождавшись вывода из зала единственного обвиняемого Нурпаши Кулаева, они потребовали арестовать их как виновных в гибели своих детей. "Я официально заявляю, что в связи с тем, что за год не названы виновные, мы, матери, называем себя виновными в смерти своих детей. В том, что дали жизнь нашим детям именно в этой стране, что выбирали президентов, и что все 52 часа захвата сидели и бездействовали. И виновны в том, что 10 лет молчали о том, что велась война в Чечне, и за это время расплодили вот таких боевиков, как Кулаев. Мы не покинем зал суда, пока Шепель не даст нам обещание принять кардинальные меры. Мы понимаем, что это не прокуратура, но это зал правосудия", - заявила член комитета "Матери Беслана" Марина Пак.
Бесланские женщины провели в здании суда всю ночь. Сегодня, так и не дождавшись Шепеля, они ушли, сообщает "Интерфакс". На выходе из суда они сказали журналистам, что "ждали замгенпрокурора Николая Шепеля, но он нас проигнорировал".
Требования "Матерей Беслана" сводятся к тому, чтобы все материалы уголовного дела, которые касаются расследования теракта в Беслане, были объединены в одно общее производство, а не рассматривались по отдельности. Комитет добивается привлечения к ответственности тех, кто руководил операцией по освобождению заложников. В числе виновных они называют директора ФСБ Николая Патрушева и руководителя МВД РФ Рашида Нургалиева.
Шепель так комментирует ситуацию: "Я еще раз хочу подчеркнуть, что ситуационная экспертиза по действиям как оперативного штаба, так и силовых структур, не завершена. Когда она будет завершена, мною будет дана процессуальная оценка этому экспертному заключению. Я не исключаю, что могут появиться новые фигуранты, которых надо будет привлекать к уголовной ответственности. Но сейчас голословно заверять, что я возбужу уголовное дело, я не буду". Комментируя акцию протеста бесланских матерей, которые отказываются покидать здание Верховного суда, Шепель заявил, что ему "непонятно, почему они остались в суде". "Если есть претензии к следствию, я здесь, во Владикавказе, встречаюсь с ними, объясняю неоднократно. Я готов сейчас встретиться и дать ответы на их вопросы", - передают его слова "Вести".
"Матери Беслана" не верят и в объективность будущего доклада парламентской комиссии по расследованию прошлогоднего теракта. Они называют это расследование однобоким. "По-видимому, работа этой комиссии и их доклад будут далеки от правды", - говорит глава комитета Светлана Дудиева. По ее мнению, "чиновничья солидарность" членов комиссии "не позволяет им называть вещи своими именами, называть имена людей, которых они считают виновными или чью вину они как-то узрели".
Такие выводы позволяют делать некоторые выступления главы парламентской комиссии Александра Торшина в различных СМИ, считает Дудиева. В частности, "Матерей Беслана" "очень оскорбило, что господин Торшин обозвал "левыми" представленные тубусы отстрелянных огнеметов "Шмель" и гранатометов". "Он считает, что в Беслане идет производство этих левых видов вооружения, - добавила Дудиева. - Как можно было делать такие заявления в то время, как представители парламентской комиссии были здесь и видели эти тубусы?"
"Кроме того, неясна картина с тем, как оценены действия руководителей, которые отдавали приказы стрелять из танков, - отметила она. - У нас есть масса свидетелей, которые видели, что танки стреляли с 13.30 до 22 часов, и не знаю, как это будет отражено в докладе парламентской комиссии". По словам Дудиевой, "Матерей Беслана", несмотря на их просьбы, так и не ознакомили с промежуточными результатами расследования. "Доклад нам обещают представить в сентябре", - сказала она.
В бесланской школе, где 1-3 сентября 2004 года террористы удерживали в заложниках 1128 детей, учителей и родителей, погибли 330 человек, ранения получили 728 человек. На следующей неделе будет отмечаться первая годовщина этой трагедии.