будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РПЦ дети христианство
Июль 11, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Мечтает ли церковь об андроидах?

Мечтает ли церковь об андроидах?
illarion
Митрополит Иларион. Источник: Фото: С. Титов/mospat.ru

Дети реформ

Озвученная митрополитом Иларионом угроза фактически отказать в крещении детям, родившимся от суррогатных матерей, вызывает противоречивые чувства и заставляет задуматься об основаниях, которые определяют подобные высказывания. Основной тезис, объясняющий это заявление, будет звучать примерно так: отказ или специальный режим крещения детей, родившихся с использованием суррогатного материнства, есть запоздалая, а оттого неуместная и неэффективная попытка вернуть современное официальное православие в рамки естественной религии, опирающейся на архаический порядок вещей.

Попытаемся понять, что это значит. В естественных религиях вся жизнь человека, и особенно все то, что касается его питания и репродукции, обставлено большим количеством ограничений и табу. Достаточно вспомнить разделение пищи на «чистую» и «нечистую», требования ритуальных омовений или особое значение, которое придается брачной чистоте в традиционных религиях, будь то иудаизм, ислам или хотя бы русское старообрядчество. Официальное православие вместе с реформами Петровского времени практически ушло от этой парадигмы, введя некоторые новые стандарты, основанные на релятивизме.

В современной православной церкви многие вещи, которые считались в традиционном православии скверной, более не считаются оскверняющими человека. Тут можно вспомнить несколько примеров. Второбрачные, то есть вступающие во второй или в третий брак, традиционно считаются находящимися во грехе, брак этот признается только из снисхождения, а на новобрачных накладывается суровая епитимья и отлучение от причастия. Прелюбодеяние (супружеская измена), согласно православным правилам, наказывается минимум семью годами отлучения от причастия и от общей молитвы. Роженица до 40-го дня после родов не может посещать церковь, а на 40-й день над ней читается разрешительная молитва, чтобы она могла войти в храм. Нечистые животные, например собаки, не должны содержаться в доме, и человек не должен есть с ними из одной посуды. Все эти регулирующие нормы определенным образом ограничивают для верующего христианина сакральное пространство.

В ходе реформы религиозного сознания, произошедшей за последние 300 лет, многие из этих норм были осторожно спрятаны «в дальний ящик», а церковные администраторы деликатно умалчивают о многих традиционных ограничениях. Дело в том, что, в отличие от средневековой и древней церкви, нынешнее православие не ведет за собой общество, а «догоняет» его, адсорбируя важнейшие тенденции, включая и такие, которые противоречат смыслу естественной религии. Иначе говоря, многое «неестественное» общество перевело в категорию «естественного», а официальная церковь молчаливо согласилась с этим. Именно к таким случаям относится суррогатное материнство.

Три порядка бытия

 
Обряд крещения

С традиционной богословской точки зрения сотворенный мир включает три типа явлений: естественные, сверхъестественные и противоестественные. К естественным относится (в нашем случае) рождение детей в браке и воспитание их родителями или усыновление чужих детей и принятие их в свою семью. Как пример сверхъестественного порядка можно привести Библейские повествования о рождении Богородицы или Иоанна Предтечи, которые родились у престарелых родителей вопреки законам человеческой природы. А вот к области противоестественного относится большое число явлений, ставших де факто нормой в современном обществе.

Внебрачные дети, дети, родившиеся в результате экстракорпорального оплодотворения, дети, усыновленные однополыми парами, а также дети, появившиеся с использованием суррогатного материнства или от анонимных доноров, безусловно, принадлежат к противоестественным явлениям, которые по определению не могут быть освящаемы церковью так же, как явления естественные. Для большинства из этих явлений отсутствует элементарная каноническая форма их легитимации. Поэтому для традиционной естественной религии позиция, высказанная митрополитом Иларионом, является обоснованной и верной.

Биоэтический тупик

Как мы уже сказали, в современном обществе нарастает количество противоестественных явлений. Такие вещи, как суррогатное материнство, ЭКО, эвтаназия, клонирование и опыты с перемещением сознания на машинные носители представляют собой абсолютно новый класс явлений, которые изучает отдельная богословская дисциплина - биоэтика. Из-за того, что картина мира кардинально изменилась и более не соответствует средневековой, в рамках которой сложилось христианство и другие традиционные религии, эти явления требуют особой классификации.

Современное массовое религиозное сознание в основном сводится к ритуальному оформлению основных событий человеческой жизни: рождения, брака и смерти. Именно поэтому главными христианскими богослужениями остаются крещение, венчание и отпевание.  Но, хотя общество стремительно пододвигается к тому, чтобы начать предлагать крестить клонов или андроидов, венчать однополые пары и отпевать животных, в языке традиционных религий отсутствуют формулы, позволяющие сделать это. В этом, собственно, и состоит противоречие между гуманистической точкой зрения и религиозной.

Что же можно сделать с точки зрения церкви в данном случае? Здесь есть два пути. Первый состоит в том, чтобы начать позиционную борьбу с обществом за отстаивание традиционных религиозных ценностей. При этом церковь неизбежно входит в конфликт с базовыми социальными тенденциями и начинает терять приверженцев и авторитет в обществе. Возникает запрос на альтернативные способы ритуализации рождения, брака и смерти, в обход церкви. Церковь в таком случае становится «сектой», идущей против общества, каковой, впрочем, она и была в свои первоначальные времена.

Второй вариант, более вероятный, состоит в углублении адаптации церкви к общественной эволюции. Это обеспечит массовость, а также стабилизирует доходную часть церкви, но создаст серьезные противоречия между церковной практикой и религиозными основаниями христианства. Многие западные церкви уже пошли по этому пути, но времени прошло слишком мало для того, чтобы сделать окончательные выводы о результатах этого пути. В любом случае нынешний момент является бифуркационной точкой.

Впрочем, наверное, возможен и третий вариант, при котором путем массивной рефлексии осуществляется богословское переопределение естественного порядка и упраздняется старое противопоставление скверного и чистого. Можно представить, что такая идея не чужда митрополиту Илариону, богословские компетенции которого общеизвестны. Однако на настоящий момент такого прорыва еще не сделано, и конфликт между традиционным и революционным представлениями о человеке и его жизни остается острым. Именно поэтому заявление митрополита выглядит противоречивым и едва ли не скандальным. Любая революция нуждается в подготовке.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).