Фабула: милиционер из Новороссийска, майор Алексей Дымовский сделал видеообращение к премьеру В.Путину. Майор – приводя в пример личные служебные неурядицы - предлагает расследовать коррупцию в МВД по всей стране, сообщая заодно, что его начальство относится к подчиненным "как к скотам" и заставляет их "сажать невинных людей".
Что характерно, видеобращения (их 2 штуки) опубликованы на специально сделанном под это дело сайте http://dymovskiy.ru/. Странно это. Представьте, у вас есть проблемы с начальством. Ладно, вы не видите иного способа их обнародовать, кроме как в Интернете. И делаете себя корявый блог на один раз, но – не на каком-нибудь народе.ру или другом общенародном хостинге, а на домене первого уровня. Ну ладно, считаем, что майор продвинут в технологиях. Дальше кто-то закидывает обращения на ютуб. Вообще, на ютубе зачем-то куча этих копий, а первые – вероятно- были 5 ноября размещены Meechael, у которого это там тоже единственная запись. Ну, то есть две:
Видеообращение майора милиции к Путину (#1) (на утро 9 ноября там 393528 просмотров).
Видеообращение майора милиции к Путину (#2) (на то же утро - 302499 просмотров)
Все это вполне технические действия, а вот как было дальше? Откуда ажиотаж? То есть, опять техника: как навести эти сотни тысяч зрителей на эти ролики? Ну, кто-то сообщил журналистам, проспамили по блоггерам, все зацепилось и побежало. Детали вряд ли будут известны. Практически все, кто пишет на эту тему, употребляют вводную из лаконичных слов: "Новороссийский милиционер опубликовал видеообращение к премьеру Владимиру Путину". Типа раз уж кто-то написал Путину, так весть об этом тут же достигнет всех в державе, нет вопросов.
Причем, нет оснований предполагать наличие какой-либо конкретной организующей силы данного медийного поведения. Не похоже, чтобы кто-то платил блоггерам за организацию этого флешмоба, не видно заинтересованных в продвижении факта в СМИ. К тому же дело раскручивалось на выходные – вполне отвечая теме активного проведения досуга по личным склонностям.
Теперь фактура. Сам майор - мутный и путается в показаниях. У него же там в затылок друг другу идут взаимоисключающие заявления: "Начальник УВД города присвоил мне звание майора милиции (которое я получил в мае) за счет того, что получил от меня обещание посадить невинного человека". Согласно "Газете.Ru", майор подтвердил, что давал такое обещание руководителю УВД Новороссийска Владимиру Черноситову, но добавил, что выполнять его не стал: "Немного обманул начальство". Заодно сообщено, что начальник ОВД Приморского района Новороссийска Валерий Медведев был ранее судим. Наконец, Дымовский раскрыл свою мотивацию: он решил открыто заявить о злоупотреблениях начальства, "потому что устал". "Я терпел четыре года, которые я работаю в Новороссийске, но больше не могу. Пусть увольняют", – сообщил внезапно уставший свежий майор, тут же добавив, что добровольно уходить из правоохранительных органов не намерен, потому, что ему нравится эта работа. ОК, в общем, тут у него явно критический момент жизни – накипело и выплеснулось. Но вот чтобы при таких волатильных эмоциях еще и завести домен первого уровня?
Теперь рамка, в которой событие распространялось. В начале рамка была одна, а потом расширилась. Вообще - это фатально: либо локальная рамка, либо сразу обо всем. Так и здесь. Сначала было еще вполне адекватное отношение Новороссийска к событиям на месте: и.о. начальника новороссийской милиции опроверг заявление Дымовского о том, что в отношении него уже готовятся возбуждать уголовное дело… Руководство УВД настаивает, что все сказанное майором Дымовским – неправда: зарплату милиционерам платят, дают отгулы и оплачивают переработку, а что касается сверхурочной работы – "судьба у нас такая". И.о. главы УВД Новороссийска Владимир Гребенюк: "Мы не говорим "клевета" – в этом пусть вышестоящие органы разбираются, прокуратура например. Но на месте Черноситова и Медведева я бы обратился в частном порядке в суд… Мое личное мнение – он поступил бессовестно".
В данном, локальном варианте все имеет свои причины и основания. Как только дело выходит за пределы собственных обстоятельств, то начинаются обобщения, а как же еще. Да, по какой-то причине история ушла наверх, и – также по какой-то неведомой причине – она стала развиваться очень шустро. Как отметил г-н Жаров, имелась удивительная оперативность событий:
08 ноября 2009 года, 18.56. Москва. 8 ноября. INTERFAX.RU - Глава МВД РФ Рашид Нургалиев поручил отстранить сотрудника УВД Новороссийска Алексея Дымовского от исполнения обязанностей на период проверки, которую в понедельник начнет комиссия министерства, сообщил начальник Управления общественных связей (УОС) МВД РФ Валерий Грибакин.
08 ноября 2009 года, 19.28. Москва. 8 ноября. ИНТЕРФАКС - Руководством ГУВД по Краснодарскому краю принято решение об увольнении из милиции сотрудника Новороссийского УВД Алексея Дымовского за клевету на своих сослуживцев, сообщил начальник Управления общественных связей МВД России Валерий Грибакин.
Судя по параметрам новостей, решение комиссии было принято примерно за полчаса. В воскресенье. Но, вроде, все-таки приедет еще одна комиссия, из центрального аппарата МВД, а по итогам проверки Нургалиев подготовит доклад президенту и премьер-министру. Тут можно отметить некоторое избыточное внимание главы МВД к данному частному случаю. Один провинциальный майор выкладывает два ролика и министр сразу реагирует в полном объеме. Он допускает, что возможна направленная против него разводка? Может – да, а, может, и нет, вот только история почему-то выскочила на самый верхний уровень. К слову, почему Нургалиев должен писать премьеру? У него единственный начальник – президент. Но Путин тут почему-то работает самым главным персонажем. МК, например, опубликовал у себя оба видео, после чего добрался до пресс-секретаря Путина Пескова, который и заявил, что премьер-министр России не смотрел видеообращение милиционера Дымовского, но ему о нем "было доложено". Что Путин? А "он ничего не сказал, поскольку реагировать на такого рода заявления, не проверив факты, не представляется возможным". Вот, типа, ждет письма Нургалиева. Что-то в этом сюжете не складывается.
Вообще, интересен сам факт проверок. Майор по ходу дела от частного перешел к общему и, следует признать, изложил его весьма компактно и убедительно. Но мало ли на свете чего убедительного? Что именно теперь исследуется, локальная картина или обобщения? Или комиссии а также лично Нургалиев и остальное руководство МВД согласны с тем, что майор имеет право на обощения, а если его частные обвинения подтверждаются, то он прав и в целом?
По логике, соглашаться на такую связь особых оснований нет. Но милицейское руководство совершенно повелось на эту связь: "Начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев в очередной раз обвинил СМИ в формировании негативного образа милиционеров. По его мнению, среди сотрудников МВД много романтиков, которые пришли в милицию не за деньгами. "Ведь не всегда сотрудники милиции идут устраиваться на работу, сообразуясь только какими-то материальными мотивами. Здесь же нельзя отрицать какую-то романтику, какое-то сильное уважение к этой профессии, - сказал глава ГУВД. - А если показывать на экранах телевизора и на страницах газет читать, что в милиции работают какие-то недоумки, какой нормальный паренек, отслужив службу в армии, желая быть на переднем крае борьбы за справедливость, примет для себя решение идти в органы?"
И добавил, что до 1 декабря тоже "заведет себе персональную страницу в интернете". То есть – ответ Колокольцева совершенно симметричный. Он тоже обобщает, не сводя дело к частностям локальных обвинений майора. Он понимает: майор обвиняет вообще. Систему. Что он будет писать на своей персональной странице? О том, как милиционерам хорошо оплачивают работу? Что они, все, как один, фактически романтики?
Тут же первый замглавы МВД РФ Михаил Суходольский: Как бы нас ни хаяли, сегодня работать в милиции почетно. Нас должны уважать". И пояснил: "Вот эта грязь, которая льется со стороны отдельных правозащитников, СМИ и так далее, это, я думаю, просто от бессилия и злобы на то, что сегодня милиция работает, подставляется под пули, пресекает преступления".
Так что МВД и его руководство эту тему еще разгонят – в меру своих представлений о прекрасном и, кажется, себе на радость. Вот что, майор Дымовский уже стал правозащитником? Еще одна неясность сценария. Ну, если он существует.
Что, если сценария нет? Ну вот почему все так побежало? Являются ли сообщения майора чем-то умопомрачительным по части раскрытия неведомого? Судя по тем же откликам в ЖЖ, ни с какой стороны. Все про все знают, случай соответствует внутренним ожиданиям. Народ делает статистические выкладки, основанные на личных ощущениях. На тему, сколько в милиции честных ментов – есть даже внутренняя борьба между 70/30 или 81/15. С уточнением, что к ОМОНу это не относится – там они все вообще.
МК тут все же пытается найти интригу: "Интересно, что ведь и сам Дымовский про это знал все десять лет, что служил в угрозыске. Но сказал вслух только сейчас. Почему он решился публично выступить против системы? Вот главная загадка этой истории".
Ну, в общем. Не самая главная, но да, присутствует. Логика МК состоит в том, что подобные откровения делают в случае, если чей-то жизни вдруг стала угрожать опасность. Как, напрмер, в случае с А.Литвиненко, отчего тот пошел на пресс-конференцию и рассказал "всю правду про ФСБ". Возможно, с Дымовским тоже что-то такое же. "Если у него нет таких оснований — тогда вообще непонятно, какая муха его укусила".
А далее следует прекрасный художественный абзац: "Миллионы людей — сотрудников МВД, ФСБ, налоговой полиции, прокуратуры, Министерства обороны — ежедневно сталкиваются с маразматическим устройством своих ведомств, функционирующих примерно по тем же правилам, что и пятьдесят лет назад… Они давно должны были возмутиться, эти миллионы. Но ведь не возмущаются. Терпят. И вдруг какой-то Дымовский... Кому он нарезал правду-матку? Общественной палате? Общественная палата и еще министр Нургалиев - вот кто, наверное, почерпнул что-то новое из видеообращения майора Дымовского. Больше-то он вряд ли кого удивил".
То есть, интрига, если и есть, носит частно-служебный характер из жизни МВД, и она не может быть основанием интереса к этой истории со стороны общественности – она и так все это знает. Тогда откуда такой всплеск внимания?
Может, так: если есть убеждения, не ставшие общепринятой матрицей сознания: то есть, что вот где-то (интересно – где?) наверху эти убеждения признало реальностью. А иначе, для того же убеждения, что с милицией дело обстоит именно так, как излагает майор, полезен любой такой подтверждающий случай. Разумеется, подобный же всплеск эмоций сопровождает любую обиходную тему - вот, например, как самую общую, типа "Здесь жизни нет". . Рассуждать на тему топа Яндекса можно, корреляция явно есть, интересно как дела пойдут без Яндекса – после 1 декабря будет видно.
Разумеется, тут можно думать и на тему изначальной склонности населения к мазохизму – ну, в самом деле, нет ничего такого нового, остается страдать от повторения известного. Или все-таки так: коль скоро печальное состояние дел не зафиксировано официально, то лицам, не склонных опираться на свое личное сознание, надо постоянно подтверждать соответствие своих ощущений окружающей действительности. А то шизофрения какая-нибудь разовьется. Вирусная.