В очередной раз российские стратегические бомбардировщики Ту-95 («Медведь» в классификации НАТО) приблизились к границе воздушного пространства Великобритании настолько, что навстречу им пришлось поднимать истребители «Торнадо» британских ВВС. Как сообщило министерство обороны Великобритании, восемь российских бомбардировщиков Ту-95МС летели четырьмя парами.
Полеты Ту-95 встревожили и Норвегию, которая дважды поднимала в воздух истребители, когда бомбардировщики вошли в нейтральное воздушное пространство над Баренцевым морем. Норвегия подняла два F-16, чтобы обозначить свои воздушные границы. Представитель норвежского генерального штаба Йон Эгланд сообщил, что бомбардировщики приблизились к воздушной границе Норвегии, но не нарушили ее.
Британская Times назвала происходяшее крупнейшей воздушной конфронтацией между двумя странами со времен холодной войны. По мнению издания, последний полет Ту-95 был крупнейшей демонстрацией силы, которую позволила себе Россия со времени окончания холодной войны. Он хорошо иллюстрирует возможности российского президента дразнить Запад, полагает газета, и таким образом, Путин повышает своей рейтинг и тешит самолюбие обычных россиян, которым приятно замешательство НАТО.
С недавнего времени воздушные инциденты с участием российских бомбардировщиков возле воздушных границ Великобритании уже не редкость. В августе Минобороны Великобритании пожаловалось, что в связи с приближением российского бомбардировщика по тревоге были подняты в воздух истребители Королевских ВВС. Вскоре после приближения истребителей Ту-95 повернул обратно в сторону России. А на сайте британского военного ведомства даже появились фотографии с места инцидента.
«Скорее всего, российский самолет проверял реакцию британских сил противоздушной обороны», – прокомментировал тогда в эфире телеканала Sky News военный обозреватель Джефф Мид.
В ответ помощник главкома ВВС РФ полковник Александр Дробышевский заявил, что Россия не «бряцает оружием» – российские летчики не вторгаются в чужое пространство, и в их действиях нет ничего агрессивного. По словам Дробышевского, летчики Дальней авиации осуществляют постоянное плановое боевое дежурство в акваториях Тихого, Атлантического, Индийского океанов, Черного моря, к Северному полюсу. «О всех полетах мы сообщаем заранее. С июля 2007 года интенсивность полетов самолетов Дальней авиации значительно возросла. Полеты производятся как для тренировки подготовленных экипажей, так и для подготовки молодых экипажей», – сказал представитель ВВС.
17 августа президент Владимир Путин заявил, что Россия возобновляет полеты стратегической авиации в удаленных регионах, прерванные в 1992 году из-за технических и финансовых трудностей. По его словам, патрулирование, которое носит стратегический характер, будет осуществляться в регионе активного судоходства и экономической деятельности России. Неделей раньше российские бомбардировщики вызвали переполох на американской военной базе в Тихом океане.
Истребители ВВС НАТО сопровождают российские бомбардировщики практически в каждом вылете в нейтральное воздушное пространство. Такие «совместные полеты» начались в 50-х годах, с тех пор как Ту-95 были приняты на вооружение ВВС СССР. Сейчас в Госдепе США на возобновление полетов российских бомбардировщиков отреагировали внешне спокойно. Там не без иронии отметили, что свои самолеты Россия достала из нафталина.
Самый первый инцидент с российскими бомбардировщиками произошел еще в июле, в разгар кризиса из-за отказа выдать Лондону Андрея Лугового. Сценарий был точь-в-точь таким же. Возле британских воздушных границ появились два Ту-95, британцы подняли свои истребители в воздух, после чего российские бомбардировщики повернули, не долетев до британского воздушного пространства. Россия заявила, что в тот день самолеты дальней авиации выполняли плановые полеты над международными водами и не входили в воздушное пространство Великобритании. Главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин заявил тогда, что полеты российских бомбардировщиков никак не связаны с дипломатическим скандалом между двумя странами.