будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Страна

Местное самоуправление и гражданская организация

Местное самоуправление и гражданская организация
balobanov
Александр Балобанов. Источник: Наташа Четверикова

«Полит.ру» продолжает публикацию выступлений на экспертных семинарах, посвященных разработке стратегии Москвы. Семинары проводятся совместно с Российской академией народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ. Разговор, посвященный проблемам местного самоуправления, продолжает Александр Балобанов, ученый секретарь факультета государственного управления Института государственной политики Российской академии народного хозяйства и госслужбы.

Я хотел бы начать с некоторых позиций, которые уже прозвучали в нашей беседе, продолжив и акцентировав некоторые мысли. Сначала о местном самоуправлении и его отрыве от граждан.

Сегодня есть поразительные примеры, связанные с ТОС (ТОС – территориальное общественное самоуправление - «Полит.ру»). Не московские, правда, – думаю, что в Москве такое невозможно – а барнаульские. Организуется ТОС, он решает, как все должно быть на территории. После чего начинает собирать с людей деньги. И если они говорят: «Вы что, мы так не договаривались», - то им отвечают: «Нет, мы так решили, будьте добры». Люди обращаются в суд, и он принимает сторону ТОСов. Вот какие бывают проблемы с местным самоуправлением даже на уровне ТОСов. Это реальная опасность.

Теперь про присоединяемые территории. Здесь очень значимо, что сегодняшняя Москва не расширяется, - она остается такой, какой была. На присоединяемых территориях организовано совсем иначе, и пытаться сделать его таким же, как в Москве было бы неправильно – выстраиваемая территориальная совокупность должна строиться как агломерация. И мне кажется, что это ресурс для темы местного самоуправления, когда мы на разных зонах одной территории получаем разные принципы регулирования.

Если брать не Москву, а область, очень важный вопрос состоит в том, как множество муниципальных стратегий завязывается друг с другом? Что такое стратегия развития на территориальном уровне? Как эти вещи могут быть увязаны на уровне Москвы как единого комплекса? Это требует внимания, управленческой проработки и решений.

Дмитрий Ицкович, «Полит.ру»: Для ясности: в рамках разрабатываемой стратегии мы работаем над московской агломерацией, а не над расширенной Москвой. И в конкурсных заявках понятие агломерации фигурирует просто в качество одного из технических условий. Но агломерации каждый придает свой смысл.

Александр Балобанов: Да, с этим нужно разбираться. Уже сейчас вопрос расширения Москвы политизируется, о чем говорил Роман Петухов. Вот губернатор Московской области Борис Громов говорит, что, с одной стороны, область привлекательна для инвестиций, но, с другой, вы нам, пожалуйста, верните деньги, которые теряет наш бюджет...

Теперь про местное самоуправление. Ему в России уже 15 лет как минимум, оно достаточно прочно стоит на ногах, к нему можно задавать серьезные вопросы. Оно значимо как ресурс хозяйственно-экономический, поскольку оно близко к людям, а многие вещи вблизи видны иначе, чем с позиции субъекта федерации. Если органы местного самоуправления включаются в развитие, они начинают подтягиваться ресурсы, которые иначе не задействуются. Ведь с позиции региона можно увидеть только крупные вещи.

Во вторых, местное самоуправление – это ниточка, через которую люди могут стать причастны к общему государственному пространству. Это гражданская, общественная составляющая местного самоуправления. Это очень важно, например, показатели, связанные с местным самоуправлением входят в состав показателей оценки качества жизни.

Третий момент связан с правовой, законодательной структурой. Есть система законов, и с этим нельзя не считаться. Да, мы умеем их обходить, но не считаться с ними нельзя. Летнее выдвижение Валентины Матвиенко в Совет Федерации это показывает в карикатурном виде.

В этих трех зонах – хозяйственная, гражданская, законодательная – нужно решить, что делать с местным самоуправлением. Закон – это техническая вещь, важная, но специальная. Про хозяйственную и экономическую стороны здесь уже говорилось: конкурсы, благоустройство, ЖКХ…

Местное самоуправление по Конституции не входит в систему государственного управления. Но вместе с тем это части единой системы. Говоря об местном самоуправлении, нельзя не думать, как связано то, что происходит на локальной территории, с тем, что происходит на уровне префектуры и города в целом.

И важен вопрос открытости власти, информационной политики, того, насколько то, что делается на разных уровнях управления, открыто людям на территории. Здесь две взаимосвязанных плоскости: насколько власть открыта и насколько она может передать что-то на аутсорсинг, делегировать.

Есть еще один круг вопросов, который не попал в наше обсуждение, и который кажется мне очень важным. Сегодня уже сформировался и находится на подъеме ряд движений, связанных с самоорганизацией населения. Люди объединяются, чтобы решать проблемы, которые для них значимы. Ситуация пожаров прошлого лета это очень ярко показала. Из этого начинают вырастать проекты, в которых формируются другие системы самоорганизации. Это линии, связанные с добровольческими движениями и объединениями.

Одно дело – работа с конкретными предметами – детскими домами, пожарами и др. – и другое, когда начинают строиться системы, через которые люди друг друга определенным образом видят. Создаются сайты, через которые находят друг друга те, кому нужна помощь, и те, кто может помочь. Люди начинают обсуждать альтернативную экономику, составляя банк времени и т.п. В это втягиваются и корпорации. Здесь же лежат социальные проекты. Появляются серьезные бюджеты, которые могут оказывать серьезное влияние на город.

Это очень важная вещь. Она по-другому устроена, но тоже связана с самоуправлением, самоорганизацией. Это очень интересный вопрос: местное самоуправление и это "социальное самоуправление" – как они друг с другом соотносятся? В этой же зоне лежат социальные проекты. В это втягиваются и корпорации.

У социальных проектов появляются серьезные бюджеты, они могут оказывать серьезное влияние на город. И вопрос, как это включать в жизнь города, "приручать"? И нужно ли это делать?

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).