будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна
Карпюк Илья

Метрополитен имени Лужкова

Метрополитен имени Лужкова
george

Москва планирует частично приватизировать 4 ключевых инфраструктурных компании города. Правительство города намерено акционировать и продать часть акций «Московского метрополитена», «Мосгортранса»,  «Мосгаза» и «Мосводоканала», заявил сегодня замруководителя департамента имущества города Москвы Игорь Игнатов. В настоящее время, сказал он, город рассматривает вопрос о приватизации этих предприятий, однако «осторожно подходит к этому вопросу — так, чтобы создать рыночный механизм привлечения инвестиций и не потерять контроль».

Напомним, в конце июля глава департамента и транспорта связи Москвы Василий Кичеджи заявил, что крупнейшие московские перевозчики — «Мосгортранс» и метрополитен — могут объединиться в госкорпорацию с уставным капиталом в $50 миллиардов. Основной целью этого слияния станет дальнейшее развитие объединенной компании в мощнейшую транспортную структуру.

28 июля мэр Москвы Юрий Лужков высказывался на тему такого объединения. «Некоторые пишут, что метро и наземный транспорт — это абсолютно разные вещи и не могут быть никак объединены. Когда что-либо случается в метро — сбои или задержки, кто спасает наших пассажиров? Спасает только наземный транспорт, со своей системой единого диспетчерского управления», — заявил Лужков, отметив, что вопрос объединения «будет проработан» в ближайшее время.

Заявление Лужкова не означает, что мэр поддержал чиновников собственного правительства в стремлении объединить метро с автобусами, но в нем имеется очевидные сомнения в дееспособности многолетнего главы метрополитена Дмитрия Гаева.

Сам Дмитрий Гаев, мягко говоря, скептически относится к вопросу объединения. Глава Метрополитена сравнил возможное объединение двух транспортных корпораций со слиянием Большого театра с макаронной фабрикой: «Я скажу одно: нельзя сравнивать Большой театр с макаронной фабрикой. Никому же не приходит в голову их объединять», — заявил он в начале июля. По его словам, идея о необходимости объединения «Мосгортранса» с «Московским метрополитеном» — личное мнение главы департамента транспорта и связи Москвы Василия Кичеджи.

Московское метро — огромная компания, от работы которой напрямую зависит жизнь столицы. За 2008 год, по данным руководства метро, в подземке проехалось более 2,5 миллиардов пассажиров. Однако метро старается не раскрывать своих доходов. Известно, что дотации города и федерации в 2008 году составили более 45 миллиардов рублей (более 92% — деньги Москвы). Известно также, сколько человек воспользовалось разнообразными билетами на метро (1 поездка, 2 поездки и т.д.). Если предположить, что все билеты были куплены именно в 2008 году, то на продаже проездных метро заработало еще не менее 23 миллиардов рублей. С одной стороны, не все билеты были куплены в 2008 году, значит, нужен небольшой понижающий коэффициент; с другой, у людей часто остаются «неиспользованные поездки», а значит, необходим и повышающий коэффициент. Еще как минимум 8 миллиардов правительства города и страны выделяют подземке в качестве компенсации за проезд льготников. Официальных данных о заработках от рекламы нет, но по оценкам экспертов объем рекламного рынка в метро составляет, по меньшей мере, $100 млн, то есть около 3 миллиарда рублей. Таким образом, выручку ГУП «Московский метрополитен» за 2008 год можно оценить в 79 миллиардов рублей. По этим подсчетам метро занимает достойное место в рейтинге непубличных компаний России, самая крупная из которых — по данным последнего номера русского Forbes это «Русал» — в 2008 году имела выручку 358 миллиардов рублей, всего лишь в 4,5 раза выше. Сам столичный бюджет в 2008 году по плану должен был заработать около триллиона рублей — то есть в 12,6 раз больше подземки.

Надо отметить, что идея объединения метрополитена с наземным транспортом, и идея приватизации таких важных инфраструктурных компаний не является из ряда вон выходящей. Федеральное правительство уже акционировало основную транспортную компанию страны — «Российские железные дороги». О ее приватизации речи пока не идет, но первый шаг в эту сторону все же сделан. Во многих городах Европы и мира весь общественный транспорт управляется одной компанией. Например, в Париже существует госкомпания RATP, которая является оператором трамваев, автобусов, метрополитена, части линий RER (пригородные электрички имеющие линии и внутри города) и фуникулера на Монмартре. Оператор второй части линий RER — компания SNCF, французский аналог отечественных РЖД, также принадлежит государству. При этом над всей этой конструкцией стоит Syndicat des transports d'Île-de-France, независимый от властей города или республики орган, который координирует работу RATP, SNCF и профсоюза транспортников в столичном регионе Франции.

Команда Лужкова, что вполне нормально, имеет интересы у к столь крупным активам, как метрополитен или газовая сеть столицы. Уже сейчас идет процесс приватизации ЖЭКов: с одной эти структуры обременены многими проблемами; с другой, у них в собственности находятся зачастую «золотые» активы. Если Лужков со своими товарищами будет находиться у власти в столице еще продолжительное время, вполне естественно ожидать передела и в этой части городского хозяйства и приход на руководящие посты «эффективных менеджеров» вместо старых технократов.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).