будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ислам православие Сергей Собянин русская политейя
Июль 14, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Меж двух стульев

Когда в интервью радиостанции «Эхо Москвы» Сергей Собянин заявил, что в настоящее время не существует ни одного проекта по строительству в Москве новых мечетей, это прозвучало почти как вызов общественности. Стало понятно: столичные власти считают, что для москвичей-мусульман вполне достаточно Соборной мечети, строить новые не будут. Все дело в том, что новые, по мнению мэра, нужны для приезжих из регионов России и иностранных граждан.

И вот здесь наступает некоторая непонятность. Если для православных верующих еще при прошлом мэре была практически принята и одобрена программа строительства «храмов шаговой доступности», то для мусульман этого почему-то невозможно и помыслить. Если попытаться представить, что в адрес православных прозвучало что-то вроде: «Хватит с вас и ХХС», то станет понятно, насколько реальная ситуация далека от декларируемой, и насколько неравны условия существования в Москве верующих РПЦ и всех прочих. Это значит, что фактически у нас вводится порядок моноконфессионального православного государства, но власти пока не могут оформить этот порядок риторически.

В самом деле, считал ли кто-то, сколько среди православных москвичей, а сколько «понаехавших»? Едва ли, количественные показатели городов-милионников за последние пять-шесть лет изменились весьма существенно. Большую часть их населения составляют теперь приезжие. Среди русских мигрантов естественно преобладают люди православной ориентации (навскидку можно сказать, что число действительно практикующих христиан из них равно общему по стране – 3-5%), так что они, если куда и пойдут, то в церкви. Что же касается приезжих из среднеазиатских республик, то доля практикующих среди них существенно выше. Кроме того, ислам, как и христианство, не однороден. Кто-то хочет ходить не в суннитскую, а в шиитскую мечеть, у кого-то мазхаб другой, мало ли.

Кажется, что политическое решение, которое стоит за словами мэра «Строить мечети для всех желающих со всей страны - это перебор», можно сформулировать примерно так: православных привлекаем, мусульман – отваживаем. Но в то же время мы вынуждены привлекать рабочую силу из Азии, поэтому экономическая прагматика идет вразрез с этим, вроде бы, явным политическим решением. Это противоречие по сути отражает дисбаланс нашей социальной политики. Власть вынуждена действовать согласно экономической целесообразности, но не хочет принимать на себя ответственность за эти действия.  Эта ответственность как бы перекладывается на плечи населения: вам нужны чистые дворы – вы и думайте, где молиться мигрантам. Но тогда непонятно, какова функция государства – собирание и перераспределение ренты?.

Из всей этой истории следует альтернатива. Если действовать согласно демократическим процедурам, то право верующих на молитвенное здание надо бы рассматривать вне зависимости от их прописки. Но уж если забыть про процедуру, принимать политическое решение и действовать в согласии с ним, то необходимо все говорить без обиняков. Риторика действий должна быть не технической, а идеологической, вроде: «У нас православная держава, и верующие еретических и нехристианских конфессий должны понимать, что мы будем ограничивать их права. А если они хотят большие храмы – могут обратиться в православие». Это было бы честнее и логически предполагало бы решение об отказе строить еще мечети. А на двух стульях сидеть неудобно.

И наконец, последнее соображение. От того, что для мигрантов построят пару мечетей, никакого урона для православной веры не будет. Наоборот – будет повод запретить народное шоу на окрестных улицах во время Курбан-байрама. Любая структура (мечети, например) – лучше, чем отсутствие оной. Именно неструктурированная масса несет в себе потенциальную угрозу.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).