будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 19, 2025
Страна

Между первым и вторым

Между первым и вторым
SmenElit.gif

Формирующаяся система «двоевластия» носит в себе риски – в этом согласие среди экспертов есть. Нет согласия в другом: за счет чего эти риски будут преодолеваться и как пара «Путин-Медведев» будет работать на практике после майской инаугурации. Между тем, существуют институциональные ограничения «тандема Путин-Медведев», которые позволяют понять, чем будет чреват тот или иной вариант взаимодействия пары президента и премьера. Одним из первых показательных действий на посту президента для Медведева будет назначение или переназначение силовиков из правительства и Совбеза. Вопрос о переназначении силовиков относится к ведению президента – президентские министерства под контроль премьера не входят. Судя по всему, некий кредит доверия (на основании договоренностей Медведев-Путин) у силовиков будет. Кому-то отведут второстепенные должности, но большая часть руководителей силовиков в своих креслах сохранятся.

Проблема в следующем: большая часть их связана с Владимиром Путиным: именно Путину они обязаны карьерой. В подчинении Путина работали в разное время глава ФСБ Николай Патрушев, замглавы администрации президента Игорь Сечин, помощник президента Виктор Иванов, замдиректора ФСО Виктор Золотов, первый вице-премьер Сергей Иванов и т.д. Также и  пара Зубков-Сердюков связана с Владимиром Путиным (какое место отведено в новой структуре будущему предсовдиру «Газпрома» Зубкову, кстати?). Неформальные рычаги в нынешней системе власти не менее (как минимум) важны, нежели формальные, и вполне вероятной представляется ситуация, что связи Путина с силовиками не будут прерваны. В этой ситуации влезание Путина на поле деятельности президента безо всяких перераспределений полномочий в пользу премьера неизбежно.

В свою очередь под контролем премьера Путина будут находиться социально-экономический блок правительства, Минкультуры и т.д. В этой сфере как раз должен себя увереннее  чувствовать Дмитрий Медведев. Здесь и социалка, которой он занимался последние два с половиной года, и ТЭК, которому отдано больше пяти лет. Нельзя сказать, что Владимир Путин некомпетентен в этих вопросах, но и Медведев туда будет влезать со всей неизбежностью в сферу действий премьера в области ТЭК, социалки и много еще каких. В этом контексте «сильный политический премьер» получает «на своем поле» свежий взгляд сверху.

Несколько вариантов взаимодействия президента и премьера можно разглядеть уже сейчас, вооружившись аналогией «работы в паре». Велотрековый вариант - «крутящие вместе». Взаимопонимание Медведева и Путина настолько сильно, что они понимают друг друга даже не с полуслова, а телепатически. Они – близкие друзья, работают в общих интересах – на развитие страны. Система власти работает без сбоев – своих людей контролирует Путин, остальных Медведев. Преобладают неформальные связи. Институционально правительство нежизнеспособно, роль администрации слегка снижается.

Управленческий  «Париж-Дакар» -схема взаимодействия «штурман и водитель». Тогда разграничение полномочий или представление о нем уже существует, оно осуществлено по определенной аппаратной линии Керзона. Предполагается дистанцирование Меведева от работы над социально-экономическим блоком, сосредоточение его на внешней политике. Часть силовиков теряет посты (возможно, часть руководителей из ФСО, ФСБ, кто-то из силовиков в администрации, например, Виктор Иванов), на позиции садятся «люди Медведева» или компромиссные фигуры со стороны. Перетряска правительства носит формальный характер. Появляется силовая надстройка в правительстве – «антикоррупционный вице-премьер» (скажем, Зубков) плюс «силовой первый вице-премьер» Анатолий Бастрыкин или Сергей Иванов. Достигается баланс внутри элит, возможна реализация долгосрочных планов. Препятствия – локальная аппаратная борьба, плохая согласованность действий уровней власти.

Шоу «Звезды на льду». Один из участников пары сосредоточится на чисто формальном исполнении функций - «звезда», второй на профессиональном управлении и «разруливании» проблем и конфликтов. Если «звезда» - президент, он займется награждениями, визитами, вручением грамот послам, если премьер – проведением заседаний, обеспечением работы аппарата правительства. Центр силы в таком случае один, по сути воспроизводится путинская система власти с незначительными новеллами. Перед Россией будут сохраняться те же проблемы.

Вариант «Тянитолкай». "Нас будут пытаться поссорить" – говорил Владимир Путин на последней большой пресс-конференции. Сам он вариант ссоры, похоже, исключает. Но даже мирные отношения президента и премьера могут сильно осложнить отношения внутри элит (опять способствовать этому будет то, что формальные полномочия и неформальные рычаги будут находиться в противофазе). Аппаратная интрига при этом варианте периодически обострится до предела. На нее накладывается борьба за подконтрольные ведомствам и чиновникам активы. При этом те из них, что ориентируются на президента, жалуются ему на ставленников премьера. Те, соответственно, жалуются премьеру. Для системы характерно сочетание формальных и неформальных рычагов власти, реализация долгосрочных стратегий затруднительна.
 
Если первый вариант представляется маловероятным, то последний кажется катастрофическим. При его реализации никаких вариантов с «устойчивым развитием» и «мировым лидерством» реализовать не удастся, а риски политической системы существенно повышаются. Есть и еще одна метафора – структура власти будет корпоративной. Президент будет выполнять функции Председателя совета директоров, премьер – председателя правления условного АО «Россия». Или наоборот. Полномочия разграничены и прописаны в уставе. Механизмы урегулирования споров акционеров там же. Стратегия обозначена – стать лидером на таком-то рынке. Эта схема взаимодействия известна и Владимиру Путину, и Дмитрию Медведеву – они менеджеры со стажем. Хотелось бы прочитать этот устав.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).