будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2025
Страна
Усыскин Лев

Межконфессиональные браки в XVIII веке

Межконфессиональные браки в XVIII веке
98_Lev

29 августа (н. ст.) 1721 года русское законодательство обогатилось одним интереснейшим во многих отношениях актом. Формальный его статус был "послание Святейшего Синода", что вполне естественно, ибо регулировал он область, относящуюся исключительно к компетенции тогдашних церковных властей, а именно – сферу брачно-семейных отношений. Тем не менее структура, стиль, метод и, наконец, содержание этого акта не оставляют никакого сомнения в том, что сам Петр Первый принимал в его создании активное личное участие: наверняка являясь инициатором синодального нормотворчества, скорее всего – редактором и, возможно даже, одним из авторов текста.

В любом случае, это был закон, распространявшийся на всех подданных русского царя. В этом качестве он позднее был включен М. М. Сперанским в "Полное собрание законов Российской Империи" за №3814 (т. VI). Полностью он назывался "Послание Святейшего Синода к православным о беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами".

Перед нами документ, сам текст которого дает едва ли не исчерпывающее объяснение причинам и истории его появления. В первых же строках говорится о том, как за три месяца до этого в Синод поступило доношение из Берг-Коллегии, основанное, в свою очередь, на письме будущего пионера русской историографии, артиллерии капитана Василия Татищева, посланного в Сибирскую губернию "для прииска рудных мест и строения, и размножения тамо заводов". В письме Татищев ходатайствовал о желании поселившихся в России шведских специалистов (взятых перед тем в плен русской армией) "жениться на русских девках без переменения веры". "Посланием" это ходатайство в конечном счете и удовлетворяется – такие браки разрешаются при соблюдении определенных оговорок. Попутно мы имеем возможность отследить и скорость связанного с проблемой делопроизводства: письмо Татищева написано 18 марта, доношение Берг-Коллегии датировано 17 мая. Итого, весь вопрос решился высшими государственными инстанциями за какие-то пять месяцев и одиннадцать дней – скорость изрядная, свидетельствующая о серьезной и безотлагательной заинтересованности в результате, каковую, похоже, мог проявить лишь один верховный заказчик российского нормотворчества.

Смысл этой заинтересованности понять так же нетрудно. Петровская Россия отчаянно нуждалась в европейских специалистах вообще и горных инженерах в частности. Необходимо было сделать все, чтобы поощрить их натурализацию, затруднить возвращение на родину в преддверии близкого мира со Швецией и неминуемого затем размена военнопленными. В этом контексте право на брак с русскими – естественно. Неестественно же то, что это право пришлось даровать синодальным посланием, что оно прежде отсутствовало и не воспринималось как само собой разумеющееся.

По сути, препятствий здесь было два. Первое из них было институциональным, и называлось оно – Церковь. Русская Православная Церковь с середины XVI века стремилась физически оградить русских людей от каких-либо контактов с иноверцами. Эти усилия порой не только шли вразрез с интересами государства, но и противоречили реальности, а потому пропадали втуне. Так, неистовый патриарх Никон, выселивший обитавших в Москве европейцев в отдельное гетто – Немецкую Слободу, продавил запрет для них носить русское платье и иметь русскую прислугу. Последнее правило, однако, сплошь и рядом не соблюдалось, потому что не могло соблюдаться: немецкой прислуги в достаточных количествах в Москве просто не имелось, а без прислуги майору или аптекарю существовать никак невозможно.

Впрочем, понять логику рассуждения Никона, Филарета, их наследников, единомышленников и коллег не сложно. Они искренне боялись совращения русских людей в иные веры, будучи уверенными, что вектор влияния в случае межконфессионального контакта будет именно таким, а не обратным. И эти страхи имели под собой основание, ибо представление о своей собственной вере у большинства жителей тогдашней Московии были ненамного глубже представлений жителей Московии сегодняшней. Ведь никто из них нигде не учился, почти никто не читал "первоисточники", и религию большинство воспринимало преимущественно как совокупность магических обрядов. Понятно, что с таким духовным багажом оставалось немного шансов выдержать вероучительную полемику, случись таковая. "Русский человек, выехавший за границу, принявший чужие обычаи, изменял вместе и вере отеческой, ибо о вере этой он ясного понятия не имел", – писал о том времени великий русский историк С.М. Соловьев.

Второе препятствие для межконфессиональных браков относилось к области права. В России того времени крайне нечетко было оформлено понятие гражданства, вернее – подданства. В допетровское время европейские иноверцы (католики, протестанты) заведомо считались иностранцами. Принятие ими православия было синонимом перехода в русское подданство. И то, и другое всячески поощрялось властями: немецкий офицер, пожелавший креститься в православие, получал ценные подарки от царской фамилии, нередко даже участвовавшей в церемонии, обретал дополнительные карьерные перспективы, право обзаводиться поместьями и т.д. Однако терял право возвращения на родину – подданные русского царя, как известно, могли покидать Россию лишь по специальному царскому разрешению, которое выдавалось исключительно редко.

Логически стройным этот подход назвать никак нельзя: с одной стороны, среди подданных московского царя уже несколько веков присутствовали целые народы-иноверцы: мусульмане, буддисты, шаманисты и т.д. С иной же стороны, приезжали на Русь и "люди греческого закона", являвшиеся, однако, подданными иных государей и не имевшие намерений переходить в московское подданство. Это греки, болгары и сербы – подданные турецкого султана, православные жители Украины и Белоруссии – подданные польского короля…

Впрочем, русская правовая система тех веков и не претендовала особенно на внутреннюю непротиворечивость – у нее были другие задачи: фиксировать прецеденты и сводить новые казусы к уже принятым решениям.

Итак, наше послание, вопреки старинной практике, разрешает межконфессиональные браки. Вот с каким риторическим изяществом оно это делает:

1. Признается, что "брачиться православным с иноверными, дело есть не без сомнительства совести".

2. Констатируется, однако, что "брак верного мужа с женою не точию иноверной, но и весьма неверною, такожде и жены верной с неверным мужем, не есть сам собою нечист или богомерзок, и лице верное самим ложа сообщением оскверняющий" (обосновывается пространными цитатам из Отцов Церкви и Апостольских Посланий).

3. Объясняется смысл прежнего запрета на такие браки – "дабы верное лице не совратилося к зловерию неверного, или иноверного своего подружия" (обосновывающие цитаты из Ветхого Завета).

4. То есть если угрозы совращения нет, то брак с иноверным не только не опасен, но и "подается благонадежие, что и инославные лица обратятся к православию" (вновь цитаты из Апостольских Посланий)

5. Объясняется, как добиться этих гарантий несовращения. Способы – сугубо бюрократические, полицейские. Так, иноверный супруг должен дать предшествующую браку клятву ("под штрафом жестокого истязания") о несовращении супруга и о непрепятствовании воспитания будущих детей в православии. Контроль же соблюдения этой клятвы возлагается на местных священников (под страхом лишения сана). Таким образом, застарелая проблема решалась репрессивно-бюрократическим государством Петра, что называется, "на раз" – к посрамлению косных предков. При этом возможную критику с фундаменталистских позиций царь от себя легко отводит тем уже, что все это говорится не в его указе, а в синодальном послании – дескать, светская власть умывает руки…

В заключительной части послания приводится длинный список примеров подобных браков – "образы правоверных лиц с неверными или иноверными сочетавшихся" (от Священного Писания – 9 примеров, от историй христианских греческих – 14 примеров, от историй славено-христианских – 11 примеров). Во всех случаях указывается источник сведений, варьирующийся для последней, например, части от "Великого князя российского Ярослава дщерь Анна, выдана была за Генриха перваго, короля французского 1060 года <…> Пишут о сем древние историки, именовании в Лексиконах исторических: немецком, печатанном в Липске, 1079 года, и французском, печатанном в Амстердаме, 1072 года" до "а о простого народа браках с иноверными засвидетельствует вся Республика Польская".

В какой степени наш законодательный акт давал действительную возможность создавать межконфессиональные семьи? Сколь долго он действовал? Во всяком случае, изданный на рубеже XIX и XX веков словарь Брокгауза и Ефрона в соответствующем месте указывает, что межконфессиональные браки в России однозначно запрещены. За единственным, однако, странным исключением: признаются браки евреев с лютеранами.

Эта специфическая подробность способна, кажется, пролить свет на следующее событие нашей истории – крещение Осипа Мандельштама в лютеранство в выборгской церкви. Каково бы ни было истинное внутреннее отношение великого поэта к христианству, данный акт очевидно носил исключительно прагматическую смысловую нагрузку: молодой человек разом снимал с себя все ограничения, накладываемые русским законом и обычаем на "лиц иудейского вероисповедания", причем делал это тихо (вдали от Петербурга) и, благодаря специфике лютеранства, не лишался возможности жениться потом на девушке из хорошей еврейской семьи.

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).