будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
МИД России
Июнь 19, 2025
Страна
Краев Тихон

МИД РФ меланхолично пиарит Расмуссена

МИД РФ меланхолично пиарит Расмуссена
rasmussen-1
Андерс Фог Расмуссен. Источник: Фото: nato.int

МИД РФ  заявил, что генсекретарь НАТО "активно высказывается по России". Причем делает это "в конфронтационном ключе, усердно воспроизводя риторику времен "холодной войны".  Кто ж только еще помнит эту риторику, потому что Расмуссену был, скорее, вялым и ленивым. Да и МИД, собственно, тоже.

Начать хотя бы с того, что Расмуссен выступал в Париже на семинаре, посвященном трансформации НАТО еще 8 апреля. а МИД ответил только 10-го. На суровые выпады так не отвечают – тем более, что в ответе нет ничего особо такого, а ответ по пунктам, заканчивающийся ровно без выводов. Не считая морали.

Для начала МИД пеняет Расмуссену в таком варианте: "Постоянные обвинения генсекретаря в наш адрес убеждают в том, что в альянсе пытаются использовать кризис на Украине для "сплочения рядов" перед мнимой внешней угрозой странам НАТО и подкрепления востребованности в этом плане альянса в 21-м веке". Что это, как не пиар Расмуссена? Чем еще должен заниматься генсек НАТО, как не использовать обстоятельства на пользу своей фирмы? Обстоятельства не он создал, а если МИДа хочет сказать, что они мнимые, так и доказывал бы.

Доказывает так: "Отсюда и нарочитый упор на "возрастающую милитаризацию России" Это притом, что военные расходы НАТО сегодня составляют примерно половину общемировых, а российский военный бюджет, по меньшей мере, в 10 раз уступает совокупности оборонных бюджетов стран альянса". То есть, возражение состоит не в факте мнимости угроз, а  в том, что у них и так все в порядке.

 
Фото: nato.int

Второй пункт касается заявления Расмуссена о пересмотре всего комплекса отношений с Москвой, включая Основополагающий акт о взаимных отношениях между Россией и НАТО 1997 года. МИД негодует: "При этом его не смущает, что именно страны-члены альянса в нарушение основных положений этих документов неоднократно брали на себя роль и судьи, и судебного исполнителя, как это было в Косово или Ливии, расшатывая тем самым нормы международного права. Когда Россия указывала на все риски таких действий, нас убеждали, что выхода не было. Теперь же в альянсе пытаются выступать в качестве ведущего поборника правовых норм, закрывая при этом глаза на вопиющие действия экстремистских сил на Украине, ведущие к расколу общества на своих и чужих". В общем, тут МИД сообщает, что в данном случае уже Россия решила взять на себя роль и судьи, и судебного исполнителя, - тоже нормально. 

Причем, непонятно: обе стороны нарушают свои обязательства, одной из них это уже надоело, а на что негодует вторая? На то, что сама не пересмотрела эти обязательства ранее, в момент возникновения соответствующих претензий? Энтузиазм очевидно отсутствует и это явно неплохо. Вот, те же российские войска уже несколько едель переминаются у восточной границы Украины – ну, тоже нормально. Потом стали писать, что это учения. Ну да, учения по переминанию. Никакого штурма и натиска в перспективе - так и нормально.

Финал заявления тоже медленный и меланхоличный: "За последние месяцы мы ни разу не услышали в высказываниях генсекретаря НАТО никакой конструктивной повестки или заботы о скорейшей нормализации ситуации на Украине через запуск инклюзивного политического процесса, основанного на демократических ценностях, уважении прав человека и меньшинств, которые так дороги самому Андерсу Фогу Расмуссену". То есть, как бы и хотели бы услышать, а нет – ну так и ладно, особенно-то и не рассчитывают. 

Расмуссен

Чтобы окончательно оценить напряженность (отсутствующую) данной перепалки, следует все же посмотреть, чего там наговорил Расмуссен 8 апреля. Там сразу два смягчающих момента, дело в Париже (апрель в Париже) и это не так, чтобы официальное выступление по поводу, а на семинаре "посвященном вопросу о трансформации НАТО". Что может быть теоретичнее, чем семинары на тему каких-нибудь трансформаций…

 
Фото: nato.int

Собственно, что говорил Расмуссен. Призвал Россию воздержаться от вмешательства в ситуацию на востоке Украины. Но мотивировал тоже несколько расслабленно: "Любое продвижение в Восточную Украину будет представлять серьезную эскалацию ситуации, а не деэскалацию, к которой мы все стремимся". То есть, а чего собственно, на ровном месте устраивать войнушку, кому интересно?

Добавил так: "Мы призываем Россию отвести десятки тысяч военных, сконцентрированных на границе с Украиной, и уважать свои международные обязательства". Тут, надо полагать, задним числом их уважать нельзя, так что Крым он в виду не имел, все спокойно. Ну, для усиления он добавил: "Если Россия решится на дальнейшее вмешательство, то это будет исторической ошибкой. Это крайне сильно скажется на наших отношениях с РФ и приведет к дальнейшей международной изоляции Москвы". То есть, Крым он точно не имеет в виду.

Теперь пересмотр отношений (включая в тему "основополагающие документы, такие как Основополагающий акт 1997 года и Римская декларация 2002 года"). Собственно, и тут понятно: ну да, надо пересматривать, когда Крым и понятно, что отношения стали другими. В конце концов Россия же не информировала НАТО о том, что заберет Крым? Война не война, но парадигма с контекстом отношений поломаны.

 
Фото: nato.int

Теперь о милитаризации. Вот эта часть и в самом деле выглядит ключевой у Генсека НАТО. Потому что логичное лоббирование, используя ситуацию: "Мы живем в мире полном опасностей. Это заметно от Севастополя до Сирии и Сахеля. Существующие угрозы сложны, непредсказуемы и взаимосвязаны". Но и тут, в общем, не так, чтобы исключительно о России: "Речь идет о новых проблемах, таких как терроризм, недееспособные государства, киберугрозы и угрозы ракетных атак. Но существуют и старые проблемы, представшие перед нами в новом образе. Одна из них - это попытки при помощи силы менять границы государств".

Дальнейшее – вполне логично. Надо сообщить о том, как именно повышать боеготовность и т.п. Соответственно, силы быстрого реагирования ("нам следует убедиться, что мы в состоянии действовать быстро"), обдумать, правильно ли размещены силы НАТО, выяснить, можно ли их, если надо,  быстро перебазировать. Россия, конечно, тут должна быть упомянута: украинский кризис показал, что "мы не можем считать свою безопасность чем-то само собой разумеющимся". В связи с этим, считает он, "мы должны быть готовы заплатить" за эту безопасность. И вот это – уже совершенно конкретно.

Причем, в формате критики и работы над собой: "европейцы слишком долго и активно разоружались", в последние годы "некоторые из наших европейских союзников" сократили свои расходы на обороны не менее чем на 40%, "в то время как Россия, например, увеличила свой военный бюджет на 30%". Ну, это тот пункт,  на который в первую очередь отреагировал МИД. Причем, совершенно нет уверенности в том, что  Расмуссен своего добьется. Вот, он сообщил, что в НАТО существует договоренность о том, что оборонные расходы должны составлять 2% ВВП. Но: "Очень немногие из союзников соответствуют этому стандарту. И очень многие далеко продвинулись в противоположном направлении". То есть, страны НАТО ведут себя совершенно миролюбиво и чем Рассмуссен хочет их переубедить? Словами "Пора прекратить сокращение оборонных расходов и начать пересмотр тенденции"? Ага, конечно.

Примерно та же убедительность у него и в случае Украины То есть, помогать-то ей, вроде, надо – но почему это должно делать только НАТО? "Европейский союз может внести существенный вклад, содействуя реформе милиции и пограничной службы (Украины). А НАТО в свою очередь могла бы помочь реформировать украинские оборонные структуры и вооруженные силы, о чем меня попросили украинские власти". Да. тоже без  энтузиазма, нагружая ЕС работой, которой совершенно не хочет заниматься: "такое тесное и скоординированное сотрудничество между НАТО и Европейским союзом пошло бы на благо Украине".

В  чем в итоге пойнт? Запад перестал считать Россию частью себя, то есть – по крайней мере, страной, играющей по тем же правилам? А раньше, в последние годы. он так считал? Ну так и что случилось, не считая досадной необходимости что-то делать с боеготовностью НАТО?  То же и МИД РФ. Что ли он хочет сообщить Западу, что тот неправомерно считает Россию не своей? Да нет же, конечно. Всем все и так понятно, - ну так и ладно, к чему тут какой-то еще энтузиазм.

 

Краев Тихон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).