Возмущение общественности от инициативы подмосковной милиции собрать данные о гражданах представляется преждевременным. У милиции просто не хватит средств для такого мероприятия. Это легко увидеть, сравнив с ресурсами, затраченными на осеннюю перепись. Так что имеет место исключительно профанация.
Подмосковным участковым рекомендована начать сбор наиболее полной информации о гражданах, проживающих на подведомственной им территории. Об этом сообщается на сайте ГУВД по Московской области. Милиционеры считают, что чем более полной будет информация, тем легче будет осуществлять «профилактику преступлений».
«После совершенного в аэропорту «Домодедово» террористического акта в ГУВД по Московской области стала поступать информация, о том, что люди, причастные к совершению данного террористического акта могли находиться на территории Московской области», - говорится на сайте подмосковного ГУВД. В связи с этим милицией общественной безопасности ГУВД по Московской области были разработаны методические рекомендации для участковых. При этом ведомство уточняет, что милиционеры не будут ходить и собирать информацию о жителях обслуживаемой территории.
«Данные рекомендации были разосланы в виде эксперимента. Это не панацея», - уточняется в опубликованном документе. В нем также сообщается, что подобные рекомендации сейчас разрабатываются для сотрудников милиции по делам несовершеннолетних, а также сотрудников патрульно-постовой службы.
А сайт движения «Сопротивление» Ольги Костиной рассказал, что в рапортах будут указываться личные данные граждан. МВД даст оценку действиям подмосковных участковых, которые в своих рапортах собирались указывать личные данные граждан. Как сообщается на сайте министерства, ГУВД по Московской области занимается сбором расширенной информации о жителях региона по собственной инициативе и эти действия с МВД не согласованы.
Глава МВД Рашид Нургалиев поручил провести по этому поводу служебную проверку. «Никому не позволено нарушать действующие в МВД России приказы и распоряжения, нарушать права и свободы граждан», - полагает министр. Иерархия, правда, интересная — сначала приказы и распоряжения, а потом уже — права и свободы, но не в этом дело.
Такое опровержение не является опровержением вовсе. Ибо граждан все-таки, получается, планируют переписать, но не указывая в рапортах паролей и явок, а так, в рамках плановых мероприятий. Это обычное ведомственное опровержение — опровергая, ничего не опровергать. Впору уже вводить специальные курсы для ньюсмейкеров «Стратегия и тактика опровержений».
В смысле содержательном история не стоит шумихи, возникшей вокруг нее. «Мы понимаем, что вопросы профилактической работы и отработки жилого сектора участковыми уполномоченными милиции не до конца эффективны», - справедливо отмечает пресс-секретарь подмосковного ГУВД. . Заставить участковых работать со всем населением, а не только с проблемным контингентом — вещь недурственная, но по большому счету бессмысленная и антитеррористической составляющей не имеющая. Давно прошли времена, когда участковый был «другом человека». Сегодня осуществляется не патронаж над территорией и населяющими ее жителями, а преимущественно работа с обращениями граждан.
Жилконторы традиционно имеющие информацию о гражданах и предоставляющие ее властям в данном случае слабое подспорье — несмотря на низкую, как уверяют социологи, мобильность россиян, в Москве и Подмосковье много людей живут не там, где прописаны. Поэтому работать надо ногами, а для этого энской силовой или несиловой службе нужен пинок в виде ведомственного распоряжения. Каковое мы и лицезрели, а МВД зачем-то попыталось опровергнуть.
Теракты заставили ведомства шевелиться, это само по себе хорошо. Однако процесс выливается в обязаловку и обессмысливается, вместо борьбы с террором ведомства организуют оргштатные мероприятия и перестановки. Происходит традиционный бюрократический ажиотаж после начальственного гнева.
Проблема милиции, фигурально выражаясь, заключается в ощущении себя уже полицией. В ведомстве не понимают, зачем такое переименование надо. То есть не понимают, что у граждан имеется страх и даже стойкая неприязнь к структуре (в том числе и к названию). Посему и действия по «милицейской переписи» гражданам непонятны, а воспринимаются, скорее, враждебно. Блоггеры гневно обсуждают негодную инициативу. Добро бы, милиционеры собирались ловить наркоманов или проституток. Так нет, они собираются ловить неуловимых террористов, что абсурдно и никакого понимания у граждан не вызовет.
Ирония судьбы в демонстративном непонимании подмосковным милицейским начальством (а из заявления Нургалиева можно подумать, что и федеральным) в неадекватности «милицейской переписи». Здесь даже не про граждан речь — перетопчутся. А про понимание милицией собственного места в решении проблем страны.
Работа методом аврала и кампанейщины не приводит к системным изменениям никогда, такого в природе не бывает. А собственных ресурсов МВД не хватит для переписи. В ходе всероссийской переписи населения осенью 2010 года работало 26 тысяч переписчиков. На зарплаты им пошло 260 млн рублей. Зная скаредность Росстата, надо полагать, что и этих ресурсов было недостаточно. Перепись длилась 12 дней.
Участковых в подмосковье две с половиной тысячи — на порядок меньше. То есть: для обхода понадобится на порядок больше времени, при условии освобождения участковых от иных обязанностей — 120 дней. Полгода фактически регион будет без участковых. Если же такого не планируется «перепись» затянется на год-два-три. За это время кто-то умрет, многие переедут. Особенно сезонные рабочие попадут в статистику искорежено до безобразия. Одних их, по данным от 2007 года, было 150 тысяч, плюс почти столько же мигрантов прибывших на ПМЖ (эти цифры эксперты полагают нужным удвоить, при этом в статистику не включены трудовые мигранты — граждане России). Ценность полученных милиционерами данных очевидно будет нулевой с точки зрения как учета, так и профилактики.
Знаете, что происходит с властной инициативой при таких ресурсах (про надбавки участковым, кстати, никто не говорил, дополнительного бюджета не предусмотрено)? Дурацкая инициатива начальства в ста процентах случаев саботируется, а на выходе получается профанация. То есть — смелый эксперимент милицейских чиновников испарился, осталась исключительно кампанейщина и попытка отчитаться - «проводятся мероприятия». Если генералы всегда готовятся к прошлой войне, то теперь доказано, что силовики даже к прошедшему теракту нормально подготовиться не могут.