Депутат питерского ЗакСа Виталий Милонов — все-таки гроза всей скверны уже не только в российском, но и в международном, даже планетарном, масштабе. Ему практически удалось достать иностранных певичек Мадонну и Леди Гагу, которые своими песнями растлевают российскую молодежь и внушают ей такое, что у истинных патриотов России просто волосы встают дыбом. По крайней мере, так выглядит то сообщение, что со ссылкой на пресс-службу парламентария распространили информагентства.
История такова: возмущен депутат (другое дело — искренне или паблисити ради) концертами упомянутых поп-див, в том числе и в Петербурге, то есть на территории, депутату Милонову не чуждой. Концерты, соответственно, состоялись в августе и декабре, и после каждого из них Милонов обрушивался на зарубежных звезд со стандартной критикой.
У Леди Гаги Милонов увидел «призыв к несовершеннолетним поддержать организацию геев и лесбиянок, неправомерное использование на концерте флага РФ и клевету в адрес нашей страны». В том же он публично обвинил и Мадонну: «Велась видеозапись концерта. Там присутствовали и несовершеннолетние, там были 12-летние дети... Мы считаем, что закон о запрете пропаганды гомосексуализма был нарушен». Несколько ранее, в том же 2012 году, тот же Милонов обвинял еще и группу Rammstein, но питерский закон против гей-пропаганды еще не был принят. А потому коварные немцы ускользнули от депутатского гнева.
Позже Милонов изменил тактику борьбы, и в апреле 2013 года попросил прокуратуру проверить, правильно ли давать поп-певицам «гуманитарные» визы — ну типа в рамках культурного обмена.
Теперь Милонов торжествует, ведь российская Генпрокуратура согласилась с доводами регионального парламентария: нарушения у певиц были. «В ответе на обращение указано, что фактические обстоятельства нахождения певиц на территории РФ свидетельствуют о том, что выданные обыкновенные гуманитарные визы использовались в целях осуществления коммерческой концертной деятельности, что данным типом виз не предусмотрено», - пересказали содержание текста информагентствам в пресс-службе питерского депутата.
Если перевести с птичьего на русский, то Генпрокуратура считает, что мероприятие было не культурным, а для зарабатывания денег, потому и особые визы, которые выдали исполнительницам, никак не положены. Ссылается она при этом на слова замминистра культуры (их милоновская пресс-служба тоже заботливо привела) и вообще просит проверить органы ФМС и МИД, дабы пресечь подобные нарушения впредь.
В этой вендетте Милонова с иностранными поп-звездами, безусловно, никакой борьбы за нравственность уже не осталось (да и не было ее, вероятно). Оно, в общем, и понятно, ибо имеется вполне себе судебный прецедент. Дело в том, что у Виталия Милонова быстро обнаружились последователи: несколько истцов подали в суд, посчитав свои чувства оскорбленными в результате посещения или просмотра концерта Мадонны. И попросили взыскать с организаторов концерта, ни много ни мало, 333 миллиона рублей. «Моральные страдания» суд ни разу не оценил, посчитав, что раз люди купили билет или посмотрели концерт, стало быть, понимали риск, с этим связанный. Сутяги были вынуждены платить судебные издержки.
То есть ныне Милонов уже точно поступает не в интересах никаких идеалов (если они были вообще, конечно), а расчетливо доит ту тему, которая приносит ему наибольший медийный доход. Упоминание «Милонов-геи-Мадонна» привлекает СМИ, причем не исключительно желтые. Тема в мейнстриме, и СМИ «выдаивают» ее ровно таким же образом, как и питерский депутат.
Хотя не совсем так. Милонов, похоже, приобрел медийную власть и могущество: теперь его уже и без геев, с одной только Мадонной, все цитируют. Он стал брендом. Брендом чего — другой вопрос, он им наверно не задается.
А стал он травестийной версией, олицетворенной пародией на борца за вещи, в общем-то, важные — семью, брак, моральные ценности. Это абсолютно не значит, что это не принесет ему лично каких-то дивидендов: бояре любят специфический юмор, как раз типа милоновского. Некогда так же по поводу того же концерта Мадонны высказался и целый вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин, написавший в микроблоге про «престарелую б..., которая учит нас демократии». (На полях: вопрос, кстати, а как такие вещи будет регулировать закон имени Мизулиной?) И никто не пострадал: вице-премьер в своем кресле рулит падающими спутниками, скорее его еще и похвалили за своевременное политическое высказывание.
Это такое политическое шутовство, пародия на политическое высказывание: некоторые, вроде депутата Сидякина, вполне осознанно в процесс впрягаются, некоторые, вроде депутата Мизулиной, может и не очень хотели бы, иные просто не способны отличать плохие перформансы от политики. Ведь условные «Наши» и впрямь считали, что звонить «врагам России» и материться в трубку — это и есть политика, а не бытовое хулиганство.
Это ведь и впрямь такой перформанс, едва ли не в буквальном смысле. По одному из определений, перформанс - «публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина — жест. Эпатаж, провокационность — органические свойства перформанса». Ну, за искусство тут сойдет Мадонна (русские народные сказки, мат в интернете и литературных произведениях, «педофильские спектакли», да что угодно, вплоть до развеселых хеппенингов, в народе почему-то именуемых "митингами"). «Не-искусство» - Милонов (ну кто же скажет, что Милонов — это искусство? Жест, эпатаж, провокация — кажется, все есть в наличии. Обращение в Генпрокуратуру — наверно, это жест.
Автор этого текста вообще ничего не понимает в мире современного искусства, его специфике, его жанровом своеобразии и прочая, прочая. Но готов точно сказать: Милонов с его эпатажем — это точно нечто из мира постмодерна. Если в этом и есть современная российская политика (или политическая повестка) — это очень неприятно.
Ибо тогда конструируется искусственный мир, в котором абсолютно на равных в сознании конкурируют человеческие ценности и «ценности» из мира, порожденного фантазией (еще не слишком бурной), условного депутата Милонова. Где проблема несуществующей гей-пропаганды заботит умы не меньше, чем коррупция в высших эшелонах власти, и уж точно больше, чем выборы или борьба за свои, часто нарушаемые права. Где цена слова равна нулю, и потому никто ни за что ни перед кем не отвечает, кроме тех, кого вдруг со стороны назначили ответственными. И где «неправильная виза Мадонны» и впрямь может оказаться важнее для прокуратуры (пока, слава Богу, не так), чем борьба с преступностью, например.