Министр обороны Сергей Шойгу публично пообещал сохранить призывную армию. При этом с каждым годом, - считает министр, - армия все меньше и меньше будет нуждаться в призывниках, так как вооруженным силам прежде всего необходимы специалисты. Отчасти, впрочем, потребность в специалистов Шойгу обирается восполнить с помощью военных кафедр в гражданских вузах. «Студент 1-2 года будет проходить подготовку на военной кафедре, а затем три месяца в наших учебных центрах», — рассказал Шойгу.
Сложно сказать, чем руководствовался Шойгу во время выступления. Сложно его назвать сторонником контрактной армии — министр не раз говорил, что при огромных размерах России от призывной армии никуда не деться. Вполне вероятно, что на армию влияет демография — сейчас в призывной возраст вступают рожденные в середине 1990-х годов, не самое многочисленное поколение россиян. Просто изучив половозрастную пирамиду России можно увидеть, что по крайней мере до 2020 года ситуация не изменится.
Слова министра хоть и были процитированы десятками СМИ, но ничем новым не являются. Фактически Шойгу продолжает линию Минобороны, которая была сформирована еще при его предшественники, позором уволенным Анатолии Сердюкове.
Действующий министр обороны хоть и отмежёвывается от своего предшественника, но отказываться от проведенной Сердюковым реформы не собирается.
Сергей Шойгу не говорит ничего о восстановлении огромного количества кадровых частей, то есть полков, дивизий и целых армий, в которых служат в основном офицеры и генералы, а собственно бойцы должны быть набраны в случае всеобщей мобилизации в военное время. Вся суть еще советского плана мобилизации состояла именно в том, что такие кадровые соединения в случае тотальной войны должны превратиться в многомиллионную армию.
Новое руководство Минобороны не собирается возвращаться к дивизиям как основе военного планирования, сохраняются три звена военного управления, «военный округ», «оперативное командование» и «бригада». Число самих военных округов хоть и может быть обратно увеличено с четырех до шести, но их суть не поменяется: в подчинении командующего округа останутся как сухопутные части, так и флот, военно-воздушные силы и силы противовоздушной обороны.
Ошибочным признано решение концертировать всю военную авиацию на восьми авиабазах, будут восстановлены авиаполки и авиадивизии, но общее количество аэродромов все же будет в несколько раз меньше «дореформенного» времени.
В сфере военного образования были сделаны важные, даже знаковые шаги, - приостановлен процесс ликвидации нескольких училищ и академий, например Военно-медицинской, но десятки других военных образовательных учреждений все-таки будут закрыты.
Шойгу несколько раз заявил, что вооруженные силы готовы закупать вооружение за рубежом, если это будет полезно для обороноспособности страны, а также при условии, что российская промышленность не выпускает аналогов.
Самым решительным шагом нового министра обороны стал отказ от услуг «Оборонсервиса», дело о хищениях в котором все еще находится в производстве Следственного комитета. Ремонтные базы и заводы Минобороны передало соответствующим компаниям оборонно-промышленного комплекса.
Также новый министр решительно отмежевался от политики своего предшественника в области военной пропаганды. Суворовцы возвращены на парад 9 мая, восстановлены Таманская и Кантемировская дивизии, на полевой форме восстановлены погоны, а на погоны генералов армии (а, значит, и самого Шойгу) возвращены утраченные в начале 1990-х звезды «маршальского» размера. Наконец появились робкие пока попытки хотя бы символически обозначить то, что современные российские вооруженные силы являются правопреемниками не только советской армии, но и русской императорской. В апреле президент Владимир Путин подписал указ о присвоении 154 отдельному комендантскому полку, который занят несением гарнизонной и караульной службы, почетного наименования «Преображенский». Впредь полк будет носить название «154 отдельный комендантский Преображенский полк».
Одним из немногих действительно заметных нововведений Шойгу стали как раз новации в области призыва. По инициативе министра резерв по технически сложным специальностям должен формироваться за счет студентов, которые запишутся на военную подготовку во время обучения в вузе. Также планируется вновь внедрить еще советскую практику создания «научных рот», в составе которых студенты вместе с преподавателями будут выполнять научно-технические работы в интересах военного ведомства.
За год, когда Минобороны возглавляет Сергей Шойгу, российская армия уже успела проявить себя. Воссозданная Средиземноморская эскадра постоянно обозначает наличие российских интересов в Сирии. А внутри России военнослужащие Минобороны проявили себя отличными спасателями во время наводнения на Дальнем Востоке, фактически Шойгу реализовал свои же предложения времен работы в МЧС — поставить армию на помощь спасателям.
Сергей Шойгу вряд ли открыто признает, что во главе Министерства обороны главным образом продолжает политику своего не слишком популярного предшественника. Тем более, что новому министру пришлось немало потрудиться, чтобы разгрести «завалы», которые остались по итогам более чем пятилетнего руководства ведомством Анатолием Сердюковым.
Впрочем, не так уж и важно чью именно политику продолжает Шойгу — важно наладить нормальное управление вооруженными силами и бороться с тотальным воровством.