Разговоры об этом велись уже несколько лет, но ситуация резко обострилась 13 ноября, когда Министерство образования РФ разослало по регионам методическое письмо с приложением, содержащим 30-страничное "Примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура". На следующий же день издание "Газета" придало тиснению пространные фрагменты этого документа и выразило весьма резкое осуждение в адрес Министерства, пытающегося протащить в государственную школу курс явно религиозного содержания.
15 ноября заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин в интервью той же "Газете" обрушился на Минобраз с жесточайшей критикой. "Как светское государство, Российская Федерация не должна позволять преподавать в государственной школе любое религиозное учение. Оптимально v за пределами здания школы, - сказал он. - Уже странно то, что Министерство образования занимается разработкой стандартов факультативного образования. По моему мнению, от этого документа веет средневековьем и мракобесием. Если Минобразование считает необходимым ввести религиоведческий курс, тогда в нем должны быть основы всех религиозных мировоззрений, а заодно история атеизма. Образование должно объединять нацию. А у нас может получиться, что россияне-православные будут изучать православие, россияне-буддисты v буддизм, а россияне-мусульмане v ислам. Школа, как известно, должна готовить человека к жизни в обществе. Непонятно, какую помощь окажут в этой подготовке знания об ангелах и падших духах. Религия v сугубо индивидуальное дело каждого человека. Если в семье считают, что ребенок должен знать про ангелов и духов, его отведут в воскресную школу при церкви. А если государство начинает считать возможным вмешиваться в личную жизнь граждан и указывать, во что им верить и что думать, v это первый признак тоталитаризма".
Министр Владимир Филиппов попытался погасить скандал. "На первом этапе этот предмет может вводиться только в рамках регионального компонента или в рамках школьного компонента, определяемого самой школой", - пояснил он 15 ноября. То же было повторено в распространенном 2 декабря заявлении пресс-службы Министерства образования РФ.
"Поскольку некоторые положения методического письма Минобразования России по этому вопросу были истолкованы по-другому и, очевидно, носили не вполне однозначный характер, - говорилось в том же пресс-релизе, - Министерство планирует подготовить и направить в регионы новую редакцию данного инструктивного письма". С тех прошло более двух недель, однако никакая новая редакция разослана так и не была.
Министерство образования сосредоточило все усилия на том, чтобы убедить общественность в том, что раз одиозный курс не является общеобязательным, то нечего и волноваться. Однако общественность не успокоилась. Если в период подготовки курса руководство Министерства напирало на его культурно-просветительную значимость и всячески подчеркивало его светский характер, то знакомство с документом, разработанным Центром научно-педагогических исследований "Покров", не оставило от этих аргументов камня на камне.
Под аккомпанемент рассуждений об "обновлении содержания социально-гуманитарного образования", "развитии воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях" и таинственной "тенденции восстановления культуросообразности российского образования" детям предлагается в течение 11 лет осваивать ни что иное как весьма подробное изложение православного вероучения, в старших профильных классах ориентированное "на уровень православной конфессиональной части государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования по специальности "Теология".
Внимательное изучение этого документа убеждает, что он разработан второпях и совершенно беспомощен в методическом отношении. Его авторы даже не дали себе труда произвести внятное разделение учебного материала между начальной, основной и старшей школой.
Но особенно интересно, что он содержит прямое указание на то, что преподавание "Православной культуры" изначально мыслилось его авторами вовсе не исключительно в рамках регионального или школьного компонента образования, как уверяет Министерство:
"Учебные курсы православной культуры включаются в учебный план общеобразовательной школы на всех образовательных ступенях по концентрической модели.
В начальной школе в виде основного учебного предмета "Православная культура" с нагрузкой 1 ч. в нед. в 1-4 (1-3) классах и(или) путем интеграции его содержания в преподавание курсов отечественной истории, русского языка, чтения, родиноведения, региональных историко-обществоведческих учебных курсов.
В основной школе в виде основного учебного предмета "Православная культура" с учебной нагрузкой 1-2 ч. в нед. в 5-9 классах 11-летки (5-10 классах 12-летки) и(или) в виде ряда учебных курсов, ориентированных на отдельные аспекты православной культуры ("История Церкви", "Библейская история", "Церковнославянский язык", "Церковная музыка", "Традиционная русская культура" и др.).
В старшей школе в виде основного учебного предмета "Православная культура" с учебной нагрузкой 1-2 ч. в нед. в 10-11 классах 11-летки (11-12 классах 12-летки) и(или) в виде модульных учебных курсов по выбору учащихся, ориентированных на отдельные аспекты православной культуры ("Православное искусство", "Православная литература", "История Православия", "Православная этика" и др.).
Изучение православной культуры может проводиться за счет часов, выделяемых в учебном плане на образовательные области "Обществознание", "Филология", "Искусство", часов регионального (национально-регионального) компонента образования, часов компонента образовательного учреждения".
В общей сложности авторы курса рассчитывают на выделение на его изучение от 340 до 544 учебных часов (или от 374 до 612 при двенадцатилетке). Как видно, в таком богоугодном деле столь любимые Минобразом рассуждения о перегрузке учащихся отступают на второй план...
В течение месяца информационные волны, поднятые публикацией "Газеты", расходились по прессе. Планы Минобраза подвергались активным атакам, проблема стремительно политизировалась, о своем неприятие планов федерального министерства заявил Госсовет Татарстана (одновременно с выражением возмущения по поводу утверждения кириллицы в качестве единственно допустимого алфавита для государственных языков национальных республик России). Сторонники государственного и окологосударственного православия также пришли к политической консолидации. Доказательством этого стала акция в поддержку введения в школах курса "Православная культура", которую 15 декабря провели под окнами Министерства образования КПРФ, НПСР и Союз православных граждан (СПГ).
Не совсем понятно, правда, чего требовали лево-правые православные от ведомства Филиппова, которое и так уже оказало этому делу максимум поддержки, на какую было способно, даже выйдя из рамок действующего законодательства. Лозунги "Встань за веру, Русская земля!", "Верните Отечеству православную культуру!", "Духовное просвещение v в школу", "Основы православной культуры v лекарство от пошлости" и т.п. метили, скорее, в идейных противников самих митингующих.
Противники отметились на том же месте чуть раньше. 12-го, в День Конституции перед пустым по случаю праздника зданием митинговали представители Атеистического общества Москвы (АтОМ). Несколько ранее мы уже писали об их попытке опротестовать в суде договор между Министерством образования Московской области и Московской епархией РПЦ. Областной суд иск отклонил, а прокуратура не нашла ничего противозаконного в этом соглашении. Тем не менее АтОМ продолжает по мере возможностей протестовать против клерикализации различных сфер жизни страны, в том числе и образования. Поддержку ему оказывает движение "За права человека" и другие правозащитные организации.
16 декабря на пресс-конференции представители АтОМа заявили о том, что начинают компанию за отставку руководства Минобраза (язвительно делая при этом ударение на О). Повод для отставки - Министерство не выполняет обещание разослать по регионам дополнительное разъяснение относительно порядка преподавания курса "Православная культура".
Атеизм нынче не в моде, и даже конституционное право гражданина России исповедовать любую религию или не исповедовать никакой чаще приводится в спорах между конфессиями, чем для обоснования действительной свободы совести. Однако вопросы, поднимаемые АтОМом, имеют большую значимость для всего общества в целом. Достаточно указать на то, что в тот же день, когда московские атеисты требовали отставки министра Филиппова, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский выступил на открытии VII Всемирного русского народного собора с предложением закрепить в Конституции статус православия как господствующей религии в России. Надо ли говорить, что далее он предложил зафиксировать, что русский народ является "государствообразующим", а форма правления в государстве должна быть имперской?
Это выступление вызвало смятение среди слушателей. Одни восторженно приветствовали лидера ЛДПР, другие кричали "Иуда!" Видимо, что-то подобное заранее ожидалось, неслучайно патриарх тактично уклонился от присутствия на этом мероприятии. В подобной обстановке обсуждать такую болезненную тему как религиозное образование было затруднительно. Тем не менее председатель Центрального духовного управления мусульман России и стран СНГ Верховный муфтий Талгат Таджуддин, продемонстрировав классическую восточную изворотливость, все-таки ухитрился высказаться против претензий православных фундаменталистов на исключительный статус православия в школе. Он заявил, что поддерживает инициативу РПЦ об изучении в российских школах основ конфессиональной культуры, ведь если православным можно нести в школы свою веру, то, согласно конституционному принципу равенства всех конфессий, то же не может быть запрещено и мусульманам.
Собственно, в Татарстане, Ингушетии и еще некоторых преимущественно мусульманских регионах во многих школах и так уже преподаются основы ислама, причем преподаются именно как основы вероучения, без всякой маскировки под светский культурологический курс. С исламом все проще - "правильное" вероучение негласно, но уверенно поддерживается государством как противоядие против "неправильных" течений, в особенности ваххабизма, чреватого терроризмом. Попытка подобрать православию такого же опасного политического антипода в лице католицизма не слишком удалась. Кроме того, чересчур рьяных адептов православия подводят претензии на чрезмерное влияние, несопоставимое с действительными масштабами их общественной поддержки в мультикультурной, поликонфессиональной стране.
"Православная общественность требует куда меньшего, чем в других европейских странах, где изучение господствующего вероисповедания v это полноценная часть школьной программы", - утверждает пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов. Оно и не удивительно, учитывая, что в ряде европейских стран, например, в Норвегии и Швеции, конституционно закреплен статус государственной религии, и это открывает возможность для официального преподавания религии в государственных школах. Российская же Конституция такой возможности не дает, и этим, а вовсе не толерантностью и доброй волей, и объясняется умеренность требований православной общественности.
Еще один аргумент, по мнению К.Фролова, долженствующий подтвердить надуманность проблемы - "Православную культуру" уже преподаются примерно в 20% московских школ, а в Подмосковье и того больше, однако никаких протестов со стороны учеников или родителей не поступало. Правда, куда не поступало, пресс-секретарь СПГ не уточнил.
У всякого, кто представляет себе взаимоотношения родителей с администрацией образовательных учреждений, эти слова могут вызвать только горькую усмешку. По сути дела, ситуация весьма напоминает то, что происходит сейчас вокруг ликвидации палаточных лагерей чеченских беженцев в Ингушетии. Там также массовые нарушения прав людей происходят при полном отсутствии официально зафиксированных жалоб. Бывают ситуации, когда жаловаться - себе дороже. Тут-то и перехватывают инициативу у граждан общественные организации, пытающиеся отстаивать их права, несмотря на то, что чиновники отмахиваются от них, ссылаясь на отсутствие конкретных заявлений.
Под общественным давлением ситуация с преподаванием религии в школах развивается. В этом заслуга отнюдь не только такой малоизвестной и абсолютно не влиятельной организации как АтОМ с ее требованием отставки Владимира Филиппова, однако уже 17 декабря, словно в ответ на претензии своих противников, министр выступает с сообщением о разработке курса "История мировых религий", который в отличие от "Православной культуры" будет носить обязательный характер. За месяц до этого о том же со слов того же Филиппова говорила Ирина Хакамада, активно протестовавшая против клерикализации государственной системы образования.
Впрочем, о том, когда реально появится обещанный религиоведческий курс, министр не сообщил. Любопытно однако, что еще в середине ноября специалист департамента образовательных программ и стандартов Минобразования Любовь Гармаш в интервью "Газете" сетовала: "Мы были бы рады, если бы появился межконфессиональный учебник по основам религиозной культуры. Но даже проекта такого, насколько нам известно, пока нет".
То ли чиновница очень плохо осведомлена, то ли была проинструктирована держать себя как партизан на допросе. Во всяком случае, тогда же она произнесла еще одну загадочную фразу: "Министерство не контролирует, не заказывает, не одобряет и не рекомендует учебники по основам православной культуры". Между тем вызвавший наибольший резонанс в обществе учебник Аллы Бородиной "Основы православной культуры" украшает надпись: "Рекомендовано координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской патриархии Русской православной церкви". Сопредседателем упомянутого координационного совета является замминистра образования Леонид Гребнев (его отставки также требуют возмущенные атеисты). А 2 декабря причастность министерства к учебникам по курсу "Православная культура" признала и пресс-служба Министерства.
Коснувшись "Православной культуры" (согласно РИА "Новости", министр в простоте душевной назвал этот "сугубо светский" курс "Основами православия"), В.Филиппов очередной раз подтвердил, что этот предмет "будет вводиться только с согласия родителей". Эти слова произносятся уже не в первый раз, но интересно еще одно разъяснение, прозвучавшее 17 декабря впервые, - Министерство планирует, что данный курс войдет "в рамки не регионального, а школьного компонента".
Это весьма важное уточнение, по всей видимости, стало результатом активной общественной кампании против навязывания государственной школе узкоконфессионального образования. Останься вопрос преподавания "Православной культуры" в ведении регионов, можно быть уверенными в том, что добровольно-принудительное изучение этого предмета в ближайшее время получит самое широкое распространение. Уже сейчас около 20 регионов заключили с епархиями Русской православной церкви соглашения, предусматривающие, в частности, преподавание в государственных школах Закона Божьего, более-менее завуалированного под "религиоведение" и "культурологию".
Пока все это происходит на факультативной основе, однако факультатив этот весьма странный. Обычно для того, чтобы ребенок стал посещать те или иные факультативные занятия, его родители пишут соответствующее заявление. Но, скажем, в Ногинском районе Московской области все наоборот. Там родители, "по каким-либо основательным причинам" (!) не желающие, чтобы их чадо посещало православный факультатив, наоборот должны написать заявление на имя директора школы или преподавателя. В таких условиях противопоставить себя и своего ребенка властям и администрации школы решаются единицы - в основном верующих других конфессий. Глава района Владимир Лаптев гордится тем, что первым, еще в 1998 году добился введения у себя во многих школах уроков православия. Сейчас этот факт он приводит в обоснование программы только что учрежденной им Русской православной партии (РПП).
Таким образом, сведение преподавания "Православной культуры" к школьному компоненту образования, еще не снимает проблему, поскольку это не исключает возможности оказания давления на конкретные школы со стороны набожных региональных властей. Кроме того, учитывая содержание предлагаемого курса, Министерству образования можно предъявить претензию в том, что оно противозаконным образом собирается за счет бюджета финансировать изучение религии в государственных учебных заведениях.
И все-таки это значительный успех. Если процесс приведения религиозного образования в школе и впредь будет развиваться в направлении, определенном Конституцией и Законом "Об образовании", можно надеяться, что история с курсом "Православной культуры" просто встанет в один ряд с такими скандалами как возвращение церкви некогда принадлежавшей ей земельной собственности, перекройка Конституции из соображений удобства реформирования системы местного самоуправления, восстановление в Москве памятника Дзержинскому или совсем свежая идея неутомимого Юрия Лужкова относительно нового поворота великих сибирских рек.
Все эти события знаменуют довольно странное, но характерной для нынешней ситуации в стране явление - некие административные судороги на довольно высоком уровне, вызванные полной идеологической и мировоззренческой дезориентацией чиновников. Характерной деталью таких кампаний обычно является то, что их инициаторов чаще всего осаживают представители правительства или президентской администрации, выступающие в роли защитников закона и конституционных правовых ценностей. Но в целом дикие флюктуации затухают сами.