"Конкорд" на самом деле довольно старый самолет. Французские и английские фирмы начали разрабатывать его еще в 50-е, когда считалось, что будущее пассажирской авиации за сверхзвуковыми лайнерами. Параллельно подобная машина создавалась в СССР. И как все большие технологичные разработки того времени, проект имел ярко выраженный политический привкус - кто быстрее? На Западе, ввиду непомерной дороговизны проекта, было заключено специальное межправительственное соглашение между Великобританией и Францией.
Предполагалось, что самолет, названный "Конкорд" - "Согласие" - начнет летать на регулярных линиях с 1970 года. Стоимость разработки оценивалась в 170 млн. фунтов, стоимость одного самолета - 10 млн. долларов (в ценах 50-х годов!) Однако возникали непрерывные осложнения, и первый опытный «Конкорд-001», построенный во Франции, взлетел только в марте 1969 года.
Таким образом, первым в мире сверхзвуковым самолетом стал советский Ту-144, впервые взлетевший 31 декабря 1968 г. По этому поводу в советской прессе был, конечно, большой шум.
На Западе Советский Союз обвиняли в том, что он украл технологии "Конкорда", чтобы построить собственный сверхзвуковой лайнер. Действительно, "Конкорд" и Ту-144 удивительно похожи. Впрочем, законы аэродинамики примерно одинаковы на Западе и на Востоке.
Однако в 1973 году Ту-144 упал на трибуны авиасалона в Ле Бурже во время демонстрационного полета (кстати, непосредственно перед этим в полете показывали "Конкорд"). Западные эксперты считали, что, стремясь "переплюнуть" конкурента, советские летчики превысили допустимые перегрузки. В СССР обвиняли организаторов авиасалона: дескать, некий истребитель внезапно оказался рядом с советским самолетом и дезориентировал экипаж. После этого в Советском Союзе работы по сверхзвуковому пассажирскому лайнеру были свернуты.
С 1976 года два "Конкорда" стали летать из Парижа в Рио, а затем из Лондона в Вашингтон. Потом были рейсы в Караскас, Нью-Йорк и Сингапур. Все это сопровождалось протестами "зеленых", поскольку было подсчитано, что только один год полетов пятисот "Конкордов" приведет к гибели биосферы Земли ("Конкорд" летает на высоте озонного слоя - 25 км). Кроме того, практически все аэропорты мира отказались принимать "Конкорд" из-за непомерного грохота при переходе звукового барьера. К 1973 году все заказы авиакомпаний на "Конкорд" были аннулированы. К тому же выяснилось, что эксплуатация самолета убыточна. Убытки авиакомпаний - совершенно по-советски - гасили правительства Великобритании и Франции. Непомерная стоимость билетов привела к тому, что "Конкорды" летали практически пустыми.
Однако с начала 80-х после ряда модификаций "Конкорд" все же стал приносить прибыль. Ряд удачных маркетинговых ходов сделал из этого самолета не средство передвижения, а роскошь. В аэропорту Хитроу есть специальная трибуна, с которой каждый желающий может полюбоваться взлетом "Конкорда". Полет на сверхзвуковом лайнере рекламировался как игра для богатых. При любой возможности назывались имена знаменитостей, которые пользуются "Конкордом". Бельмондо на каждый уик-энд летал из Парижа к дочке в Калифорнию (теперь, наверное, воздержится).
«Конкорды» предполалагалось эксплуатировать до 2005 г. Этот срок, возможно, будет сокращен.
AT