будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минтранспорта гражданская авиация
Июль 14, 2025
Страна
Краев Тихон

Московское небо тормозит прилеты

Эта новость - почти из разряда "новость-новость". В смысле, об этой теме ранее как-то почти не было известно, ну а в СМИ она теперь проникла через, конечно, конфликт: замминистра транспорта Окулов направил министру Соколову письмо, предупредив о возможности срыва сроков ввода нового центра управления полетами (ЦУП) Московского центра автоматизированного управления воздушным движением.

Вот кто знал об этой теме? То есть, кто-то, разумеется, знал, но Гугл на слова "центр управления полетами" закономерно выдает космический ЦУП. Впрочем, есть и городская тема от МК, но там речь идет о вполне частном случае (но очень интересном): "Новые русские улетят на небо". 

Собственно, и улетели, но в той заметке была фраза "Так что придется скорее всего создавать специальный центр управления полетами над Москвой...". Но это не о том, о чем сейчас "Коммерсант", это привет из счастливых докризисных времен: "Как заявил на днях заммэра в правительстве Москвы Иосиф Орджоникидзе, служба авиатакси должна заработать к 2006 году". Публикация относится к 2004-году...

Ну а в данном случае речь об экслюзиве "Коммерсанта", который об этом письме (и о ЦУПе) сейчас и написал,  а немногие остальные СМИ пересказали уже его заметку. Суть дела уже изложена – сроки ЦУПа срываются. Ранее рассчитывали, что новая схема управления воздушным движением (на 14 гражданских и 21 военный аэродром, во Внуково) будет введена 2 апреля 2015 года. А ввод новой схемы прямо завязан на сроки введения ЦУПа.

 
Концерн «Алмаз-Антей»

Впрочем, если покопаться, то окажется что это вовсе не новость-новость. В 2011 году уже такое было такое: "Росавиация может лишить "Алмаз-Антей" статуса генподрядчика модернизации системы организации воздушного движения". А именно: "Росавиация хочет лишить концерн "Алмаз-Антей" статуса генподрядчика модернизации системы организации воздушного движения, сообщают "Известия". Главная претензия властей к концерну «Алмаз-Антей» – срыв сроков создания Московского центра автоматизированного управления воздушным движением, имеющего стратегическое значение для развития всей транспортной инфраструктуры России, говорит источник в министерстве".

В общем, тогда не разобрались, разбираются и по сей день. Суть вопроса вот в чем: "В 2013 году в воздушном пространстве московской зоны было обслужено более 790,5 тыс. воздушных судов (рост на 5,8% по сравнению с 2012 годом). Источник "Ъ" в отрасли говорит, что в пиковые часы интенсивность воздушного движения над Москвой достигает 80 самолетов в час, что "превышает инфраструктурные возможности аэропортов и физические способности диспетчеров". В результате самолетам приходится находиться в воздухе дополнительно 30-90 минут"".

Проблема в деталях: "Как стало известно "Ъ", запланированные на декабрь сроки ввода нового центра управления полетами над Москвой затягиваются: заказчик Росавиация и генподрядчик "Алмаз-Антей" не могут согласовать более 450 замечаний и рекомендаций". Заодно все вспомнили и о прошлом случае: "В Росавиации "Ъ" пояснили, что ввести ЦУП планировалось еще в ноябре 2013 года. По мнению ведомства, сроки затянулись, "из-за отсутствия у "Алмаз-Антея" опыта создания аналогичной масштабной системы". По итогам первых испытаний система оказалась непригодна для обслуживания воздушного движения — в ней выявили 271 замечание, были даны 184 рекомендации. Но к середине июня концерн смог устранить только половину замечаний и внедрить половину рекомендаций. И даже это, отмечают в ведомстве, сделано лишь путем предоставления "гарантийных писем об устранении замечаний в будущем", а также их перевода в категорию рекомендаций".

В общем, тут конструктива не видно, а только сообщение о проблемах, которые никак не хотят исчезнуть. Но нет худа без добра – теперь стало понятно, как устроена ситуация в небе над Москвой. И, в частности, почему в последнее время все больше опозданий рейсов (ну и сопутствующих задержек вылетов "в связи с поздним прибытием самолета"). Проблема пустого кружения в московском небе реальна, а не кажется. Полчаса-полтора часа за просто так – ну, перебор. 

Но из статьи в "Коммерсанте" светлого будущего не видно в принципе: "Однако даже своевременный ввод ЦУПа может не решить проблем московского авиаузла: авиакомпании сомневаются в эффективности новой схемы воздушного пространства, разработанной НИИ аэронавигации. Ее основной недостаток, говорит участник отрасли, состоит в значительном удлинении маршрутов прибытия самолетов (на 100-250 км в зависимости от направления). Это увеличивает на полчаса время полета и на 1-1,5 тонны — количество сжигаемого топлива (тонна авиакеросина в аэропортах стоит около 40 тыс. руб.). Официально перевозчики тему предпочитают не комментировать. В "Аэрофлоте", например, лишь заявили, что реформирование воздушного пространства — одно из главных условий развития отрасли, но "должно проводиться с использованием лучших мировых практик...""

То есть, получается, что даже если ЦУП и создадут, то и в этом случае опоздания на полчаса неизбежны, точнее — фактически будут введены в расписания. А что такое "лучшие мировые практики"? О них сообщают косвенно: "В западных аэропортах, говорит собеседник "Ъ", интенсивность воздушного движения выше. Но за счет отсутствия запретных зон и бесконфликтной схемы движения работа диспетчеров более упорядочена. В НИИ аэронавигации утверждают, что новая схема движения может повысить пропускную способность воздушного пространства на 80%".

Тут, конечно, интересна тема отсутствия запретных зон и так далее. Но вот дальше не будут выстраиваться причинно-следственные связи на тему что из чего следует, а это будет просто о том, как иногда все странно сходится вместе. Потому что "Алмаз-Антей" это, собственно, "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"".  "Буки", например, тоже делают именно они. Ну, ничего такого, по крайней мере, за состоянием неба – пусть и в несколько других целях – они умеют наблюдать. И вообще, если не они, то кто ж еще может контролировать небо? Логично.

Но в той заметке "Известий", в 2011 году было и вот еще что:

"По словам источника, в Минтрансе считают, что исключительное положение концерна «Алмаз-Антей» позволяет ему диктовать заказчику выгодные для себя условия и завышать стоимость оборудования и работ на стадии проектирования. Объявляемая генподрядчиком стоимость строительства порой значительно (в некоторых случаях в 2,5 раза) превышает отведенные федеральным бюджетом лимиты.
При этом большинство объектов единой системы организации воздушного движения эксплуатируются уже долгое время и сильно изношены. Более 50% средств радиолокации и радионавигации работают больше 20 лет, причем у 69% технических средств уже продлялись сроки службы".

 
Ян Новиков

Ну, в общем, как-то оно все так и обстоит. Да, основная новость, в связи с которой «Алмаз-Антей» сейчас попал в СМИ, была вовсе другой: "Попавший под санкции концерн ПВО «Алмаз-Антей» не ожидает масштабных проблем, заявил журналистам в четверг гендиректор концерна Ян Новиков". 

Да, тот самый «Алмаз-Антей», который попал в последний список санкций. Любопытно, как теперь там будет по части учета зарубежного опыта. Но – еще раз – никаких домыслов на сей счет, вот просто как-то так любопытно совпало. Все это только о том, как запутана и противоречива жизнь, в связи с чем рейсы и будут опаздывать на полчаса. Теперь с опозданиями понятно, а такое знание ведь успокаивает людей? 

Краев Тихон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).