будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Страна

Москва слезам Путина не верит

Москва слезам Путина не верит
putin
Иллюстрация Сергея Елкина.

Опросы свидетельствуют, что москвичи не любят власти и не доверяют им. Похоже, что молчаливое большинство в Москве — это вовсе не «пассивная поддержка Путина», а сознательные эскаписты и потенциальные «анархисты». Пока, правда, с низкой политической культурой и довольно инфантильными протестными настроениями.

Уровень доверия граждан к власти интересен не только в плане электоральных перспектив провластных кандидатов на выборах или шансов оппозиции. Он интересен и следующим возникающим вопросом: а есть ли у граждан собственная повестка и программа, отличная от повестки и программы властей? Низкий уровень доверия вроде бы демонстрирует, что в обществе, как минимум, сформирован запрос на такую повестку, высокий, напротив, говорит о нежелании что-либо менять. Ну и еще один смежный вопрос: а каковы ожидания граждан по поводу политики действующей власти?

В этом смысле и результаты соцопросов, и результаты последних федеральных выборов (с известными и много раз повторенными оговорками) вроде бы свидетельствуют, что российское население в массе своей если и не поддерживает власти безоговорочно, то менять что-то не слишком стремится, полагая более существенными риски перемен.

Именно страх перед переменами и позволил власти зафиксировать большинство на прошедших выборах.

Однако у этого тренда на электоральной карте России есть одно знаковое исключение — Москва. Только здесь, из всех российских регионов, Владимир Путин не дотянул до 50 процентов на выборах президента. И только здесь были массовые протесты против фальсификаций на думских выборах и последующие массовые протестные акции (к акциям москвичи, кстати, относятся с симпатией — см. Москва властям не верит).

Понятно, что феномен Москвы в этом плане интересует социологов и они проводят регулярные замеры мнения отдельно взятых москвичей о власти. И данные эти должны очень власть беспокоить. По последнему замеру «Левада-центра», например, антирейтинг Путина превысил его рейтинг. Как пишут «Ведомости», ссылаясь на данные опроса, плохо относятся к деятельности Путина 31 процент москвичей, одобрительно о ней отзывают только 27. Еще 36 оценивают деятельность Путина «средне». По отношению к середине 2000-х, таким образом, популярность Владимира Путина лично у москвичей упала в полтора раза. Логично, ведь москвичи как раз и выходили массово на антипутинские акции, на акциях в поддержку Путина их было куда меньше.

Деятельность столичных властей и лично мэра Собянина тоже взывает противоречивые чувства горожан. Согласно результатам июньского опроса, у 27 процентов она вызывает в целом хорошее впечатление, у 18 в целом отрицательное. Относительное большинство (46 процентов), впрочем, оценивает свое отношение к работе мэра как «среднее», о доля крайних оценок находится на уровне статпогрешности. Это в целом соответствует данным Путина, с поправкой на то, что столичный мэр вообще не склонен к особо резким политическим заявлениям и демонстративно сторонится «чистой политики».

Интересно большое число «средних» оценок и у Путина, и у Собянина. Вполне вероятно, что здесь речь идет не о боязни откровенничать с полстерами или об общей удовлетворенности политикой власти, а о некоторой внутренней эмиграции значительной части столичных граждан. Об их нежелании иметь что-то общее с властью и нежеланием даже следить за тем, что она «там» творит. Подобный эскапизм не означает, что и граждан нет никаких пожеланий к власти, но точно свидетельствует, что эта власть гражданам не очень-то интересна. Или даже не очень-то нужна.

Более конкретные вопросы вызывают куда более конкретную и даже болезненную реакцию. Свежий опрос «Левада-центра» (тут уже данные приводит «Коммерсант») выявил, что москвичи поддерживают идею вывода федеральных органов власти за МКАД. 64 процента москвичей за то, чтобы выслать чиновников из столицы, против — только 24. В то же время сама идея расширения границ Москвы однозначного одобрения у москвичей совсем не вызывает, скорее наоборот: 45 выступает против «большой Москвы», и 40 — за (из них «однозначно поддерживают» инициативу  лишь 10 процентов).

Сами социологи связывают такую реакцию с проблемой столичных пробок, но интересно не это. Интересно то, что в желании убрать чиновничество едины две трети жителей столицы.

То есть убеждены, что чиновники им или никак не помогают и не нужны In my backyard, либо и вовсе мешают. Создавая, скажем, те же пробки.

Другое дело, что та же противоречивая реакция на «большую Москву» демонстрирует только негативное отношение к властным инициативам власти вообще, но ничего не говорит о наличии содержательной повестки у самих граждан. Пока гражданские инициативы демонстрируют конструктив там, где любому дураку понятно, что делать — тушить пожары или помогать разгребать завалы после наводнения.

Уровень же политической культуры пока у активной части граждан не слишком высок.

Чиновники нам тут не нужны, но и расширение Москвы не нужно, говорят опрошенные, не понимая, что это пакетное предложение и без одного точно не будет второго. Коррупционная и бюджетная составляющие и переезда, и расширения, похоже, вообще мало кем из граждан рефлексируется.

Или скажем, тот же тезис про пробки, создаваемые чиновниками. Убеждение спорное, если вспомнить, что чиновников центральных аппаратов от силы тысяч 300-400, а число авто, зарегистрированных в столице, порядка четырех миллионов. И это не считая тех, кто ездит из Подмосковья. Если учесть, что далеко не всякий чиновник среднего и низшего звена имеет возможность приобрести авто, мотивация становится довольно эфемерной: в реальности перевод всех чиновников разом за 101-й километр никакой проблемы пробок не решит, поскольку не они ее создают. Но москвичи верят, что это поможет, и это, при всем инфантилизме, показательно.

Сложно сказать, как там государство воспринимается на Северном Кавказе или Дальнем Востоке, но москвичи уверенно и большинством голосов говорят, что такая власть (по крайней мере федеральная, а быть может и власть вообще) им не слишком нужна в их непосредственной жизни.

Вызов для власти очень серьезный.

Если не него никак не реагировать или реагировать силовыми методами, то представления о ненужности власти будут только расти. А отсюда один, хотя и непростой, шаг до желания власть сменить.

И если надеяться, что «Тагил+Кавказ» будут вечно давать большинство на выборах, то легко получить уже к следующему электоральному циклу бунты рассерженных горожан такого масштаба, что ни полиция с ОМОНом, ни подконтрольные суды, вооруженные миллионными штрафами против «смутьянов», ничего не смогут сделать.

Правда, чтобы подобный протест перестал быть «масленичными хороводами» и веселыми туристическими лагерями, нужно два условия: полная недееспособность власти и ее глухота к любым инициативам гражданского общества (пока вполне в наличии) и политическое взросление, политическое образование активных граждан (чего нет — того нет). Одними Навальным с Удальцовым, призывающими «взять штурмом Кремль», тут не обойтись. Если, конечно, не хотеть прихода к власти совсем странных и «революционно настроенных» молодых отморозков.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).