будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Построение вертикали
Июль 14, 2025
Страна
Николаев Антон

Муниципалитеты ставят на бюджетную грань

Вчера на заседании совета по местному самоуправлению при Правительстве РФ был заслушан доклад руководителя департамента бюджетной политики Минфина Алексея Лаврова, в котором содержались расчеты – каким образом будут распределяться средства между различными уровнями власти, если принятые на прошлой неделе в первом чтении поправки (из пакета муниципальной реформы) в Бюджетный и Налоговый кодексы все же начнут работать.

По расчетам Минфина, местное самоуправление после реформы в деньгах не потеряет. Это, кстати, само по себе вызывает сомнения у независимых экспертов. Но даже если предположить, что расчеты Минфина верны, это мало что меняет в смысле происходящего: реальные цели муниципальной реформы на данный момент очевидны – не декларируемое создание условий для развития местного самоуправления, но обеспечение сквозной управляемости государства. Поправки лишь закрепляют положения недавно принятого закона о местном самоуправлении. Этот документ поставил муниципалитеты в рамки, ограничивающие их развитие, и в нарушение если не буквы, то смысла ряда конституционных статей встроил муниципалитеты в вертикаль власти.

Та же логика продолжает работать и дальше. Как стало понятно из доклада замминистра экономического развития Виталия Шипова, основной акцент муниципальной реформы – не обеспечение условий для развития муниципалитетов, но подготовка муниципальных кадров в полпредствах, что вполне вписывается в административную логику происходящего. Самоуправление по Козаку держится на двух китах: закрепление за каждым уровнем публичной власти своего перечня налогов и полномочий (что не вызывает никаких сомнений) – и обеспечение максимальной управляемости из центра. Встроенным во властную вертикаль муниципалитетам выделена почетная роль нижнего барьера, ограничивающего полномочия губернатора. В этой связи появление федеральных округов в качестве кадрового резерва представляется вполне логичным.

Согласно упомянутым поправкам, к числу местных налогов (т.е. тех, что полностью идут в муниципальный бюджет) относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог и торговые сборы. Также за территорией закрепляется часть собираемых там иных налогов: 30% налога на доходы физических лиц, 60% налогов на малый бизнес и 60% сельскохозяйственного налога.

Согласно расчетам Минфина, если бы бюджет на 2004 год составлялся по новым параметрам, консолидированный бюджет муниципалитетов составил бы 1203 млрд. рублей, из которых 244 млрд. – субвенции на финансирование госполномочий, оставшиеся 959 млрд. шли бы на полномочия по вопросам местного значения. Бюджет на местные полномочия формируется таким образом: 40% – финансовая помощь, 13% – регулирующие налоги, 25% – закрепленные налоги, 12% – местные налоги и, наконец, 10% – неналоговые доходы. Минфин пообещал до 11 декабря подготовить и разослать методику, по которой в регионах могли бы себя посчитать и сопоставить с данными правительства.

С точки зрения эксперта TASIS Валерий Черникова, эти параметры выглядят слишком оптимистичными. В Великобритании – стране с развитым местным самоуправлением – средневзвешенный бюджет муниципалитета выглядит так: 85% финансовая помощь, 9%, – местные налоги и 6% – неналоговые сборы, т.е. деньги, которые муниципалитет зарабатывает сам. По мнению же Минфина получается, что у нас средневзвешенный муниципалитет эффективнее аглицкого будет.

По словам Черникова, главная разница между Англией и Россией заключается в том, что если в Англии финансовая помощь выплачивается в безусловном порядке, то Российская традиция – средства придерживать. Поэтому целесообразно проанализировать статьи муниципального дохода с точки зрения возможности использования их вышестоящими уровнями власти для «работы» с муниципалитетом.

Финансовая помощь – это дотации из региональных и районных фондов поддержки, субвенции из региональных фондов компенсаций, субсидии и кредиты. Финансирование этой статьи регулируется, в первую очередь, губернаторами. Кроме непосредственного управления средствами, у них есть еще один рычаг: выдавая деньги в виде не субвенций, а дотаций, они создают повод рассматривать муниципалитет как банкрота и вводить там внешнее управление. Регулирующие налоги – это то, что субъект может частично отдавать в муниципалитет. Закрепленные налоги – это упомянутые 30% налога на доходы физических лиц, 60% налогов на малый бизнес и 60% сельскохозяйственного налога. Местные же налоги – те самые налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог и торговые сборы. Любопытный момент – федеральные субвенции на осуществление собственных полномочий «зачем-то» проходят через субъекты федерации.

По мнению Черникова, эта функция была отдана субъектам в качестве компенсации за отобранную губернаторскую вольницу. Однако этот дополнительный регулирующе-исполнительный рычаг в руках субъектов на поверку может оказаться для них троянским конем. В законе о местном самоуправлении поведение муниципалитета в ситуации, когда ему недоплачивают по этому параметру, прописано достаточно четко. В этом случае муниципалитет имеет право забыть о выполнении гособязательств и обратиться в суд. Судебная система в регионах, как известно, зависит в первую очередь от федерального округа, что играет на повышение роли полпредов в системе власти.

Судя по тем налогам, которые предложили муниципалитетам, государство не слишком заинтересовано в их развитии. В частности с муниципального уровня сняли 2% ставки на НДС – самого собираемого налога в стране. Несмотря на все декларации, понятно, что на малом бизнесе пока много денег не соберешь (во всяком случае в легальный муниципальный карман). Но самое худшее, что есть в этой ситуации – практически полная невозможность для муниципалитета деньги заработать. В переходных положениях закона о местном самоуправлении сказано, что все имущество, не используемое для выполнения государственных полномочий, должно либо приватизироваться, либо передаваться другому уровню госвласти. Это выглядит вполне логичным с точки зрения минимизации участия государства в бизнесе. Но зато это практически лишает самоуправление одной из самых реальных возможностей возможности заработка. Единственная серьезная статья собственных доходов – получение услуг за ЖКХ, но, по мнению Черникова, она на запланированные десять процентов бюджета никак не тянет.

Так меры, как бы направленные на создание местного самоуправления в стране, могут его окончательно разрушить, причем самым надежным путем – поставив на грань финансового выживания.

Николаев Антон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).