Представители Управления «К» МВД РФ изъяли у компании «Евросеть» 167,5 тысяч ввезенных из Сингапура мобильных телефонов Motorola на сумму 530 млн рублей. Эти телефоны успешно прошли таможенное оформление, однако при выезде с территории склада временного хранения ОАО «Шереметьево-Карго» партия была задержана. В качестве аргументов оперативники сослались на владение некоей «оперативной информацией о контрафактном происхождении части товара».
Изъятый товар весом 99 тонн передан на хранение в компанию «Камос-Т», которая реализует конфискованное, бесхозное или изъятое имущество и вещественные доказательства.
Некоторые наблюдатели считают, что «Евросеть» решила ввезти телефоны «по-серому», однако не поделилась со всеми нужными должностными лицами. После этого «обиженные» и решили конфисковать мобильники. Однако большинство экспертов сходятся в том, что последнее время крупные дилеры стараются ввозить телефоны по «белым» схемам.
В «Евросети» считают, что причиной конфискации телефонов может быть несогласованность действий силовиков или действия конкурентов, привлекших для осуществления своих целей правоохранительные органы. Компания направила информацию об этом происшествии премьер-министру Михаилу Фрадкову, министру экономразвития и торговли Герману Грефу, заместителю председателя правительства РФ Александру Жукову, главе МВД Рашиду Нургалиеву и генпрокурору Владимиру Устинову.
Случаев, когда под видом борьбы с контрабандой у участников рынка отнимают легально ввезенный товар, немало, сказал газете «Ведомости» представитель Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Утвержденное правительством в 2002 году «Положение о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами» и ст. 82 Уголовного кодекса позволяют следственным органам, не дожидаясь суда, отправлять конфискованный товар на реализацию. При этом товар оценивается в разы дешевле реальной стоимости, но продается по рыночной цене, а разница оседает в карманах недобросовестных чиновников. РАТЭК собирается предложить правительству сделать механизм оценки изъятого товара более прозрачным – в частности, привлечь к оценке «профильных экспертов» и допустить к реализации конфиската всех желающих на основе конкурса.
Впрочем, возможна и другая схема, которая была использована после конфискации крупной партии телефонов в августе прошлого года: конфискат исчезает со складов «ответственного хранения» в неизвестном направлении по «смешным ценам».
Тогда за несколько дней, прошедших после конфискации, цены взлетели в среднем на 15%. Эксперты высказали мнение, что рост цен спровоцировала «Евросеть» и другие игроки. Им нужно было замедлить скорость продаж, чтобы не оголить склады.