“Полит.Ру” продолжает анализировать итоги прошедшего в выходные съезда Союза правых сил. Ранее уже были представлены мнения руководителей партии, которые относятся скорее к оппозиционному, или, если угодно, антипрезидентскому крылу партии. Сегодня мы публикуем интервью с бывшим и.о. сопредседателя партии, членом федерального политического совета СПС Александром Шубиным, представителем команды Сергея Кириенко, традиционно ориентирующейся скорее на сотрудничество с исполнительной властью.
Как вы оцениваете итоги прошедшего съезда?
Несмотря на сложную ситуацию после неудачных выборов и некоторые противоречия среди членов партии, мы сумели продолжить внутрипартийный диалог и избежать раскола. Удалось выработать компромиссное решение и по самому сложному вопросу – поддержке Ирины Хакамады на президентских выборах. Обошлись без выкручивания рук – объявили свободное голосование.
Другим позитивным моментом можно считать избрание нового состава федерального политсовета СПС. Представители всех течений, присутствующих в СПС, получили места в политическом совете, причем - в равных пропорциях. Очень удачно подобраны кандидатуры: опытные члены предыдущего политсовета и тринадцать представителей региональных отделений.
Как вы считаете, кто может войти в Президиум федерального политсовета?
Мы не обсуждали этот вопрос. В следующий раз политсовет соберется только 10 февраля. Тогда мы к этому вернемся.
Хотелось бы, чтобы в президиуме присутствовали и московские политики, и представители региональных парторганизаций. Федеральный политический совет собирается раз в месяц, а президиум будет заниматься оперативным управление партией.
Как вы считаете, лидер партии должен быть новым человеком или во главе СПС может встать кто-нибудь из “старой гвардии”?
Мы решили пока не торопиться с избранием лидера, подождать до весны. Тем не менее, мне думается, что это должен быть новый человек, должно быть новое лицо. В самом политсовете и в регионах есть достаточное количество людей, которые могли бы взять эту функцию на себя.
Как вы считаете, повлияют ли результаты президентских выборов на шансы Ирины Хакамады стать лидером партии?
Мы говорим не о том, на что может претендовать Хакамада, а о том, на что сможет претендовать после президентских выборов партия, потому что результат в 8-10% может привести к упрочнению позиций СПС в политическом пространстве. Мы должны исходить, прежде всего, из интересов партии, а не из интересов одного из ее членов. Ирина Хакамада – неформальный лидер, и для этого ей не нужно каких-то официальных подтверждений и полномочий, но изначально все должно быть ориентировано на интересы партии.
Какие направления работы станут приоритетными для партии в ближайшее время?
На съезде много говорилось о смещении политической активности в регионы, о проведении наших людей в местные органы законодательной и исполнительной власти. Если мы хотим построить мощную партию, надо начинать снизу, тогда конструкция получится прочной и устойчивой.
Что касается ближайших месяцев, то мы сосредоточим значительные силы на поддержке Ирины Хакамады.
Что касается более далекой перспективы, то, на мой взгляд, режим Путина не является главной угрозой для демократии в России, намного опаснее приход к власти “коричневых”. Национал-социализм с привкусом патриотизма, замешанный на коммунистической идеологии, – это дикая смесь. И тогда все “ужасы” путинского правления, о которых говорят сегодня многие правые, могут показаться цветочками. Я оцениваю сам факт участия Сергея Глазьева в президентской гонке как очень опасное и симптоматичное явление. Если дело так пойдет дальше, то центральным конфликтом избирательного цикла 2007-2008 станет противостояние правых и национал-социалистов. Из этого следует наша главная задача: мы не должны допустить прихода к власти “коричневых”.