будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
общество
Июль 10, 2025
Страна

На пути к эрзацам. Как мобилизация и СВО изменили кофейный рынок

На пути к эрзацам. Как мобилизация и СВО изменили кофейный рынок
заход_800_кофе

В РФ после начала СВО выросли цены на многие категории товаров. Особенно заметно подорожали продукты питания. Главные причины — санкции, усложняющие логистику, уход зарубежных компаний и ажиотажный спрос.

Среди таких продуктов — кофе. Зерно в первые месяцы в некоторых точках Петербурга подорожало на 50 %, что поставило под удар производителей спешелти напитков (для ценителей оригинальной обжарки и альтернативных способов заваривания кофе со всей вкусовой палитрой), которые и без того были дорогими.

Елизавета Антонова вместе с создателем петербургских кофеен «Биография» Дмитрием Федченко разобрались, как живет рынок после полугода «спецоперации».

— Спустя полгода после начала СВО как чувствует себя кофейный бизнес? Как сильно ударили по нему санкции?

— Спустя полгода будто бы всё не так плохо, и цены на кофейное зерно отскочили примерно до уровня начала года с учетом инфляции. Весной они выросли из-за курса доллара, а затем были опасения, что будут проблемы с логистикой и последующий дефицит и дальнейший рост цен, но у импортеров эти проблемы получается преодолевать, и мы их практически не ощущаем. Однако цены на молочную продукцию, сахар и, соответственно, десерты выросли сильно, у многих были и есть проблемы с упаковкой, из-за этого были перебои в поставках. Также ощущается отток гостей (особенно после объявления мобилизации), так как некоторые уехали из страны, а для небольших кофеен, как наша, каждый постоянный гость значим, в том числе экономически. В итоге это выливается не в катастрофу, но в ряд проблем, мешающих расти и развиваться. В краткосрочной перспективе это не критично, но на дистанции это может серьезно сказаться на индустрии. И уже сказывается, так как некоторые владельцы кофеен или продают свой бизнес, или закрывают. Многие — в том числе из-за переезда.

— Насколько в среднем выросли цены по вашим ощущениям? В кофейнях и у поставщиков?

— На кофейное зерно цены выросли по-разному, по ощущениям больнее ударило по бюджетному сегменту, не зря кофе по 60 стал резко по 90 (скачок аж на 50 %), собственно, и зерно примерно на столько процентов и подорожало. А сегмент спешелти не так сильно пострадал, особенно если учитывать инфляцию. На молоко и сливки цены выросли примерно в полтора раза, отсюда и рост цен в меню кофеен. На десерты цены выросли на 20–30 %. Стаканчики, упаковка и хозтовары, кажется не сильно подорожали, хотя, конечно, ощутимо. По этим товарам был всплеск цен из-за, например, дефицита сырья (бумага, картон и т. д.), но сейчас всё более-менее наладили.

— Есть ли продукты, которые полностью исчезли?

— Наверняка да, но нас это не коснулось. Например, в этом году с Россией отказалась работать Fritz kola — бренд немецких натуральных лимонадов, об этом еще весной сообщил представитель импортера. Ранее эти лимонады мы продавали летом, как и многие кофейни. Но это не большая потеря, к тому же с нами остался немецкий Wostok и много других брендов, да и российские производители не отстают.

— Каким образом «новая реальность» повлияла на рынок потребления? Стало ли меньше покупателей? Меньше ассортимент? Стали ли покупатели брать более дешевый кофе?

— Как ни странно, лучший период в продаже кофе в зернах был в момент максимального удорожания, потому что люди боялись, что если не купят пачку кофе сегодня, то завтра в лучшем случае она будет дороже, а в худшем — будет нечего покупать. Ну, а дальше всё выровнялось. Кто привык пить хороший кофе — продолжает пить хороший кофе. Плюс к тому все, кто привык к условным Lavazza, вынуждены также переходить на другой кофе, некоторые доверяют и нашим спешелти обжарщикам, у которых кофе не дешевле, зато качество продукта сильно лучше.

— Насколько реально сейчас открыть собственный бизнес на рынке кофе?

— Если у вас есть вера в светлое будущее и деньги, то сейчас чуть ли не лучший момент, потому что многие готовы продать готовый бизнес за хорошие деньги, также наверняка можно найти выгодное предложения по аренде или покупке коммерческой недвижимости. Но это игра для особенно азартных и оптимистичных людей.

— Что сильнее, по вашим ощущениям, ударило по бизнесу: ковид или СВО?

— Мы еще пока не видим полной картины, так как ничего еще не закончилось, а ковид с его ограничениями вроде как отступил. Пока что кажется, что ковид ударил сильнее, с ним-то почти полтора года мучились, да и тогда мало что работало, а сейчас хоть и с проблемами, дорого, но работает. С экономической точки зрения сейчас лучше, чем в 2020 году и в начале 2021 года.

— Успел ли бизнес выйти в плюс после ковида?

— В нашем случае, конечно, да.

— Затронула ли кофейный бизнес мобилизация?

— Да, как я и писал выше, многие люди приняли решение уезжать после объявления мобилизации, среди них владельцы кофеен, обжарщики, тренеры бариста и многие другие специалисты индустрии. Это не повальное явление, но и мир кофе довольно тесный. Кроме того, некоторые другие люди, которые пьют кофе каждый день, тоже уехали, а значит, индустрия потеряла часть гостей, а с ними и часть выручки.

— Сколько, по вашим ощущениям, потребуется времени вашему бизнесу, чтобы оправиться от последствий санкций?

— Сложный вопрос, поскольку вряд ли это произойдет в полной мере. Но бизнес — штука изворотливая, все приспособятся, и мы приспособимся.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).