будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Страна

Надо молиться за Лесина

В среду "Индустриальный комитет" - группа руководителей ведущих российских СМИ v высказался в поддержку проекта нового закона о СМИ. Вышедшему из недр Минпечати законопроекту, да еще получившему добро официальных представителей жерналистского цеха, быстрое и легкое прохождение через Думу гарантировано. Насколько же изменится жизнь российских СМИ после принятия закона? По мнению секретаря Союза журналистов России, одного из авторов действующего закона о СМИ Михаила Федотова, все будет зависеть от личности министра печати

 

В общем и целом закон очень плох?

Закон кисло-сладкий, в нем есть и плюсы и минусы. На самом деле он не так уж и плох, а местами даже очень хорош, лучше действующего закона. Но он еще очень и очень сырой. В том числе в концептуальном плане. Надеюсь, президентские юристы и, главное, общественная дискуссия помогут довести законопроект до требуемых кондиций.

Правильно ли мы понимаем, что
закрыть неугодные СМИ теперь станет легче?

Да, формально получается именно так, поэтому все будет зависеть от того, как будет на практике применяться этот закон. Он может применяться по-людоедски, а может очень либерально, по-человечески. На Западе тоже немало законов, которые, если толковать буквально, кажутся достаточно жесткими и людоедскими. Но на практике они применяются крайне редко и либерально.

Закон значительно расширяет полномочия Минпечати, ужесточает возможные репрессий со стороны министерства, но все будет зависеть от того, как руководство министерства будет вести эту линию.

То, что Минпечати должно контролировать соблюдение законодательства о СМИ, я считаю, это правильно. А то, что за малейшим формальным нарушением, если оно совершено повторно, может последовать закрытие, это абсолютно неправомерно. Например, предписание может быть направлено владельцу СМИ за то, что в публикации искажен смысл чьего-либо письма в редакцию, или за то, что владелец не сообщил вовремя о смене адреса, или за отсутствие в течение месяца ответа на письмо с требованием опровержения. Можно этот закон применять либерально, не ущемляя права СМИ, а можно использовать как оружие уничтожения неподконтрольных власти изданий.

Поэтому надо будет молиться, чтобы Министерство печати возглавлял человек с рыночными и либеральными интересами. Лесин, например, себя таковым показал, а кто придет ему на смену, неизвестно. Пока министром будет он, эта угроза многим кажется надуманной. Но по собственному опыту знаю, что министр v явление быстро преходящее. Закон же должен действовать не годы, а десятилетия.

Каковы самые «вредные» положения нового закона v то, против чего надо наиболее активно бороться?


Я не думаю, что с проектом нужно бороться. Его нужно как можно скорее начать обсуждать. Индустриальный комитет СМИ высказался. Но теперь важно услышать и другие голоса. Тогда очевиднее станет опасность тех или иных норм законопроекта. Например, Министерство по проекту имеет право приостановить работу любого СМИ сроком на семь дней, если это необходимо в условиях проведения контртеррористической операции. Казалось бы, логика есть. Но здесь важны детали. Контртеррористическая операция проводится в Чечне, а газета выходит, например, во Владивостоке. Можно ли приостановить ее выход на семь дней? С формальной точки зрения получается, что можно. Достаточно сказать, что в ныне действующем законе о СМИ процедуре закрытия СМИ посвящено всего 25 строк. В законопроекте v больше двух страниц. В действующем законе до недавнего времени было только одно основание для закрытия v неоднократное злоупотребление свободой массовой информации. В проекте v не только злоупотребление свободой, но и заявление прокурора о распространении экстремистских материалов и невыполнение повторного министерского предписания. Действительно, происходит очень резкое расширение репрессивных полномочий Минпечати. Если в сфере борьбы с терроризмом это понятно, хотя тоже здесь все должно быть приведено в соответствующий вид, то для закрытия СМИ по формальным основаниям я не вижу никакого разумного объяснения. Мне кажется, что за реальные нарушения нужно устанавливать штрафные санкции. А в проекте получается, что у нас будет всего два вида наказания: либо предупреждение, либо прекращение деятельности СМИ или, как написано в законе, «аннулирование свидетельства о регистрации СМИ», или «аннулирование лицензии на вещание», что по сути является для СМИ смертной казнью. Явно не хватает промежуточных мер наказания, а именно штрафов.

Раньше говорилось, что существующий закон о СМИ v самый либеральный в Европе. А что можно сказать об этом?


На европейском ландшафте закон будет смотреться не очень хорошо. В Европе в основном используются методы штрафных санкций, а что касается приостановления и прекращения работы СМИ v это редчайший случай. Кроме того, по европейским законам ответственность за написанное или сказанное в первую очередь несет человек, а не СМИ.

Как отразится на применении закона то, что журналистский цех в лице «Индустриального комитета» активно участвовал в создании закона?


Хорошо отразится, потому что закон впитал многие пожелания медийного сообщества. Но я далек от того, чтобы говорить, что это проект «журналистского цеха». Потому что Индустриальный комитет v это в первую очередь руководители и владельцы СМИ, то есть работодатели, а не рядовые журналисты. Журналисты же в законопроекте увидят, что их свели до уровня службы быта, потому что в законе абсолютно отброшена идея независимости редакционной политики. По действующему закону владелец не имеет права вмешиваться в профессиональную деятельность редакции. Такая норма в проекте была, но большинством голосов ее исключили. А она, безусловно, нужна, потому что когда мы говорим, что всем заправляет и за все отвечает владелец, то должны понимать следующее. В отношении многих СМИ этим владельцем окажется мэр, губернатор, глава администрации. На местах очень много СМИ, созданных именно этими учредителями. В проекте сделана попытка установить, что госорганы могут создавать печатные СМИ только для публикации своих нормативных актов. Но там есть и другие статьи, через которые этот запрет легко обходится. В результате мы будем иметь не просто множество государственных СМИ, но множество печатных и аудиовизуальных органов мэров, губернаторов и других начальников. И эти СМИ будут служить не обществу, не государству, а частному интересу того или иного чиновника. Причем в полном соответствии с законом. Если сегодня закон хотя бы говорит, что редакции имеют профессиональную самостоятельность, то проект в принципе отрицает какую-либо редакционную независимость. На европейском фоне это, конечно, выглядит дико. На этом вся, даже довольно эфемерная, свобода в государственных СМИ закончится. Что касается негосударственных СМИ, то здесь ситуация другая. Владелец вкладывает в издание собственные деньги и должен иметь возможность требовать хотя бы того, чтобы в его газете не писали того, что он не хочет. Государственные же СМИ должны быть независимыми от чиновников.

Права журналистов закон сильно ущемляет?


В проекте ни словом не ущемлены права журналистов. Почти дословно воспроизведено то, что написано в законе о СМИ сегодня. Но редакционная независимость полностью ликвидирована. На Индустриальном комитете этот вопрос обсуждался и было сказано, что это зло. Естественно, для владельца это зло. А для общества? Ведь оно не ограничивается только владельцем. Я считаю, что для общества это благо. Другое дело, что редакционная независимость не должна ущемлять интересы владельцев. Нужно найти золотую середину.

Каковы будут практические последствия этих юридических нововведений для журналистов?


Первое последствие заключаться в том, что начнется передел медийного рынка. Если закон будет принят в его нынешнем виде, то это будет означать тысячи судебных дел по всей стране, и дай бог если все обойдется без стрельбы. Могут начаться войны за СМИ, попытки их прибрать к рукам. Что касается журналистов, то представления о сегодняшней журналистике как о продажной и ангажированной будет уже практически возведено в закон

Есть ли что-то новое в проекте, связанное с интернет-журналистикой?


Да, есть. В законе принята наша с Батуриным идея: если владелец интернет-издания хочет его зарегистрировать как сетевое СМИ, то он может это сделать. Если не регистрирует, тогда на него не распространяется Закон о СМИ. Не является оно, конечно, и сферой деятельности Минпечати.

Есть ли хоть какой-то шанс изменить негативные стороны законопроекта?


Я считаю, что правильным было бы вывесить законопроект на сайтах всех заинтересованных организаций и начать его широко обсуждать, потому что этот закон коснется нескольких десятков тысяч СМИ. Более того, что самое главное, он коснется нескольких десятков миллионов наших граждан, ведь СМИ существуют не сами по себе.

Что могут захотеть еще более ухудшить по сравнению с нынешним вариантом?


Это будет зависеть от президента и от тех людей, кому он поручит заниматься этим законопроектом. Ухудшить можно что угодно, любую статью. Предположить, что именно, очень сложно. Самое страшное наступит тогда, когда проект попадет в Думу, потому что я прекрасно понимаю, сколько тысяч поправок придется на этот проект. Мой призыв очень простой: а) не торопиться, б) обсуждать максимально широко, в) проявлять максимальную тщательность и аккуратность при работе с текстом закона.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).