будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Владимир Путин
Май 14, 2025
Страна
Краев Тихон

Накануне послания номер одиннадцать

Накануне послания номер одиннадцать
putin1
Владимир Путин перед Посланием Федеральному собранию. Источник: Фото: kremlin.ru

4 декабря В.Путин представляет Послание Федеральному собранию. Дело ежегодное, сам он сделает это в одиннадцатый раз, но - все равно непредсказуемость имеет место. Есть, по крайней мере, две интриги. Одна внутрицеховая, что ли, а другая – содержательная. Разумеется, они связаны.

Вообще-то есть и третья, обычно послания оглашались 12 декабря, в День конституции, ну а теперь – 4-го. Но тут уж как выяснить, отчего сместилось (в октябре Песков еще предполагал, что все будет 2 декабря). С внутрицеховой интригой так: в какой мере В.Путин ориентировался сейчас исключительно на собственные идеи, а какой — озвучит некий, сложившийся во власти консенсус?

"Ведомости", например, отчасти склоняются ко второму варианту: "Чиновники финансово-экономического блока неоднократно ходили к президенту и убеждали сказать о послаблениях для бизнеса, рассказывал чиновник правительства. На сей раз правительство на удивление сильно вовлечено в подготовку послания, знают два федеральных чиновника, прежде такого не было: "Даже министрам текст послания мог прийти накануне". То есть, коллективное участие имелось.

Но, согласно РИА, так: ""Президент занимается подготовкой послания, и так же, как послание предыдущее по воссоединению Крыма и России, так же и сейчас он его сам готовит. Безусловно, там материалы запрашивает, экспертную оценку по каким-то решениям, но что в итоге будет, знает только президент", — сказал источник в Кремле".

Но одно другому не особо-то мешает, на самом деле. Вторая интрига (вполне связанная с первой — имея в виду хотя бы участие правительства) - это тематика. Понятно, она должна быть разнообразной, но главная линия существенна. "Ведомости" немного даже настаивают на то, что одной из главных тем может стать налоговая политика. Версия та, что "в отличие от выступления на Валдайском клубе, это не будет речь, направленная против США или других стран". Эта версия учитывает и то, что в этом году отдельного бюджетного послания не будет, поскольку оно как раз инкорпорировано внутрь данного.

С другой стороны, послание 2013-го основывалось и на темах, которые Путин перед этим крутил при общении с представителями ОНФ. Если продлить такую логику и на этот год, то должны быть и отношения России и США, России и Европы, России и Украины. Собственно, сложно в декабре 2014-го обойтись без всего вот этого: Крым и Украина (отдельное крымское послание тему не закрыло, это было уже давно), обрушивание цен на нефть, ослабление рубля, санкции, своеобразное положение РФ в мире в целом. Всего этого слишком много, чтобы без него обойтись. Тем более, при шикарном рейтинге доверия Путина внутри страны.

 
Послание Федеральному собранию

"Ведомости" (если уж смотреть чисто экономическую версию) по этому поводу сосчитали следующее (фактически пересказав мессиджи чиновников, которые ходили к президенту):

" Федеральные чиновники, участвовавшие в совещаниях по подготовке послания, перечисляют свои предложения: им хотелось, чтобы президент объявил мораторий на несколько лет на изменения, увеличивающие налоговую нагрузку, сказал о налоговой амнистии и снижении количество проверок; декларировал важность участия малого бизнеса в закупках госкомпаний и дал посыл чиновникам — перестать давить на бизнес.

Рецессия, конфликт с Западом, нужны инвестиции, а никто не хочет, говорит один из чиновников: цель — побудить инвестировать, а для этого — изменить статус предпринимателя в обществе. Надо дать сигналы, говорит другой: людям — занимайтесь бизнесом, чиновникам: предприниматель — не изгой, а основа экономики".

"... Идея была такая, объясняет один из чиновников: при сохранении политического консерватизма предложить раскрутить гайки в экономике. Но надо было донести ее до президента так, чтобы найти у него понимание: это не либерализация по западному варианту, а возвращение к ситуации в дореволюционной России, когда средний бизнес формировался как класс".

Все это мило, но представить себе послание, которое концентрируется только вокруг этого, как-то даже физически невозможно. Потому что Крым, санкции, нефть, рубль – и все это ж надо как-то свести вместе. Конечно, если предполагать, что послания имеют инструментальный смысл. Но, в общем, они имеют – по крайней мере для самого Путина, который в такие моменты отчасти сосредотачивается, сообщая (как минимум — самому себе) о том, как он видит все вокруг. Вот, например, послания 2013-го и 2012-го...

2012-ый и 2013-ый

В 2013-ом все было более-менее конкретно (официальная стенограмма), а основные линии были внутриполитическими и проблемными. В частности:

- Ситуация с местным самоуправлением (ответственность и ресурсы здесь не сбалансированы, отсюда неразбериха с полномочиями): "Районный уровень фактически выхолощен". А нужно, чтобы любой гражданин мог "дотянуться до местной власти рукой".

- Также и в целом: "Будем и дальше работать над развитием политической конкуренции, совершенствовать политические институты". По тогдашнему видению Путина, "стране нужна широкая общественная дискуссия". Вплоть до того, что "все ключевые законопроекты, государственные решения и стратегические планы должны проходить нулевое чтение с участием НКО".

- О национализме: "Межэтническое напряжение провоцируют люди, лишенные культуры". Это и "распоясавшиеся и обнаглевшие" выходцы из южных республик, и продажные представители правоохранительных органов и оголтелые националисты. "Вместе должны справиться с этим вызовом, защитить единство и целостность Российского государства". Тут же неподалеку была тема мигрантов, с которыми все еще не было "должного порядка". В связи с этим предлагалось усилить ответственность работодателя, но и "особые связи с бывшими республиками СССР рвать нельзя".

- Деофшоризация, о которой Путин говорил и в послании 2012-го, но толка было мало, поэтому в прошлом году он к ней вернулся и предложил доходы зарегистрированных в офшорах компаний облагать по российским налоговым правилам и не давать им господдержку и госконтракты.

- "Сердцевиной всей нашей работы" Путин назвал возобновление устойчивого экономического роста. Причем, "Основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер", поскольку по производительности труда Россия отстает от ведущих стран в 2-3 раза. Надо задействовать "новые факторы развития".

- Национальным приоритетом XXI века Путин назвал подъем Сибири и Дальнего Востока: "Разворот России к Тихому океану не только откроет новые возможности в экономике, но и даст дополнительные инструменты для проведения активной внешней политики".

- Что до международных отношений, то в сторону Запада тогда были направлены вполне даже миролюбивые слова про их "толерантность бесполую и бесплодную". В смысле, они там пересматривают нормы морали и нравственности, так что речь идет уже о равноценности добра и зла: "Подобное разрушение традиционных ценностей сверху в корне антидемократично. В мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по сохранению духовных ценностей".

- Наконец, был процитирован Н.Бердяев: "Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию". 

По итогам обращения появились и поручения президента. Они тут. 

То есть, учитывая, хотя бы, цитирование Бердяева, определенная стратегичность имелась и в прошлом году. Но это было уже развитие совсем стратегического выступления в декабре 2012-го. Тогда дело было совсем рамочное: Путин возвращался в должность и должен был описать свои идеи на на весь срок полномочий (официальная стенограмма). Тогда он говорил о единстве страны, формировании морального климата, о тех же "нравственные ориентиры". Тема "духовных скреп" тогда и возникла: "Знаете, уважаемые коллеги, мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились". 

Отдельные цитаты:

- "Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития".

- "Политическая конкуренция – это безусловное благо для страны. При этом нам нужно сформировать своего рода свод правил добросовестной политической конкуренции.
На что хотел бы в этой связи обратить внимание?
Первое. Единство, целостность и суверенитет России безусловны. Любые проявления сепаратизма и национализма должны быть абсолютно исключены из политической повестки.
Второе. Прямое или косвенное внешнее вмешательство в наши внутренние политические процессы неприемлемо. Деятель, который за свою политическую деятельность получает деньги из-за границы и обслуживает тем самым наверняка чужие национальные интересы, не может быть политиком в Российской Федерации..."

- "Ключевыми для новой модели госуправления должны стать следующие принципы.
Первое. Ориентация работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы". 

- "Прошу поддержать законодательные предложения об ограничении прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции. (Аплодисменты.) Подождите аплодировать. Может, вам не всё понравится ещё. (Смех в зале.) Это требование должно касаться всех должностных лиц, принимающих ключевые решения: и первых лиц государства, и Правительства, и Администрации Президента, их близких родственников. Это, конечно, должно касаться и членов Совета Федерации, и депутатов Государственной Думы.
Что касается недвижимости за рубежом, то она в любом случае в соответствии с законом должна быть задекларирована, а чиновник должен отчитаться и о стоимости, и о происхождении доходов, которые позволили ему совершить эту сделку".

И даже такие, несколько загадочные моменты: "Качественному образованию на русском языке необходимо придать глобальный характер. И в целом расширять присутствие России в мировом гуманитарном, информационном и культурном пространстве".

Там же был процитировать Гумилев, да и вообще, психофизиологическая стратегия была расписана подробно:
"... Хочу, чтобы все мы отчётливо понимали: ближайшие годы будут решающими и, может быть, даже переломными, и не только для нас, а практически для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а, может быть, даже и потрясений… Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Ужесточается конкуренция за ресурсы. Причём хочу вас заверить, уважаемые коллеги, и подчеркнуть: не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект. Кто вырвется вперёд, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от её внутренней энергии; как говорил Лев Гумилёв, от пассионарности, от способности к движению вперед и к переменам".

Так что сейчас интрига гуманитарно-прогностического свойства тоже имеется, как же без нее. 

Краев Тихон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).