Назначение сразу трех полпредов президента, как кажется, призвано дать второй шанс самому институту полпредов. Новыми представителями стали довольно влиятельные чиновники. Однако без расширения полномочий сложно будет ожидать участия полпредов в серьезных политических процессах.
Президент Дмитрий Медведев во вторник, 6 сентября назначил новых полномочных представителей президента в трех федеральных округах — Северо-Западном, Центральном и Уральском
Полпредом в ЦФО стал глава управления по внутренней политике Администрации президента Олег Говорун. Недавно он вошел в состав рабочей группы, которая занимается переездом чиновников за пределы современной Москвы в рамках создания «Большой Москвы». В должности полпреда сможет заняться этим еще плотнее. В администрации Говорун де-факто был правой рукой первого замглавы АП Владислава Суркова. Кто займет пост Говоруна пока неясно.
Пост полпреда стал вакантным после назначения предыдущего представителя президента Георгия Полтавченко губернатором Санкт-Петербурга.
Уральский полпред, однокурсник Медведева Николай Винниченко переброшен на новый участок работы — станет полпредом в Северо-Западном ФО. Его место займет мэр Тюмени Евгений Куйвашев.
Назначение новых полпредов, как кажется, призвано вдохнуть жизнь в полумертвый институт. Полпреды — наследие путинского творчества раннего этапа по созданию вертикали власти. В начале 2000-х новая администрация довольно много экспериментировала по ограничению вольницы губернаторов. Полпреды стали чем-то вроде комиссаров при командирах Красной Арммии — проверяли бдительность и лояльность и пытались оперативно решать возникающие проблемы с Центром.
После двух реформ — удаления губернаторов из Совета Федерации и отмены губернаторских выборов — надобность в таком контроле стала де-факто уже избыточной. Сохранение власти для губернатора отныне означало полную лояльность президенту, что исключало возможность резкого противостояния регионов с центром. Россиянам новый институт практически был безраличен — в 2005 году 77 процентов ничего не знали о деятельности представителей президента.
Даже когда на полпредов возлагались специальные миссии, выполнять их они обычно были не в силах — не было достаточных полномочий для участия в региональной политике.
Полпред на Дальнем Востоке Олег Сафонов, посланный Путиным осуществить «декриминализацию» Приморья вступил в жесткое противостояние с приморским губернатором Сергеем Дарькиным и был отозван из региона. Полпред в ЮФО Дмитрий Козак, отправленный умиротворять Кавказ, мог только наблюдать как локальный чеченский конфликт перекидывается на соседние национальные республики. Полпреду в Северо-Кавказском округе Александру Хлопонину попробовали прибавить полномочий, назначив его еще и вице-премьером в правительстве. Впрочем, успехи пока не особо видны.
Последние месяцы всерьез обсуждается идея вовсе ликвидировать институт полпредов. Новые назначения довольно влиятельных чиновников на посты полпредов, кажется, демонстрируют, что институт решено оставить и заставить работать. Похоже, что полпреды могут и не повторить судьбу иных формально существующих, но слабо функциональных институтов, вроде Госсовета или даже Совета Федерации.
При определенных кадровых раскладах замминистра сельского хозяйства может быть влиятельнее главы МВД или собственного руководителя.
По логике ротация полпредов продолжится. Вполне может потерять должность полпред в Приволжском Федеральном округе Григорий Рапота. Не до конца ясна и судьба полпреда в Южном округе Владимира Устинова. Последнего, впрочем, уже провожали в отставку летом 2009 года, но в результате его округ сильно уменьшили, за счет выделения национальных автономий в состав Северо-Кавказского округа. Слухи об отставке Рапоты ходят с самого его назначения. Кажется, что полпред не слишком сработался с местными элитами. Впрочем, пока отставки не произошло.
Впрочем, скорых успехов полпредов ждать не стоит. Функции их пока ограничены, а возможности невелики. Так что сохраняется вероятность, что власти решатся бросить «чемодан без ручки».