будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Страна
Червакова Эльмира

Наука меняет лицо

2338 научных организаций госсектора получают 60% суммарных расходов на исследования и разработки. Бюджет науки ежегодно растет. В 2003 году на гражданскую науку было выделено 40,2 млрд. руб., в 2004 - 46,2 млрд., в 2005 запланированы 56 млрд. руб., а в 2006 - 71,7 млрд. Вкачивая такие ресурсы, государство вправе спросить: а что на выходе? Тем временем наука меняет лицо. К 2003 году число проектных организаций по сравнению с 1990 снизилось в 7,8 раза, конструкторских бюро - в 3,6 раза, зато выросло число НИИ. За этими цифрами - падение практической отдачи. Деятельность большинства НИИ, в отличие от проектных организаций и КБ, не тестируется экономическим эффектом. Многие НИИ не имеют своих опытных и экспериментальных производств, а на покупку оборудования в среднем тратят 4% своего бюджета. Следствие - разрыв с живым пульсом экономики. По опубликованным данным, в Японии патентуют в 10 раз больше изобретений, чем у нас. Из этих изобретений внедряется у нас 0,5%, а 99,5% пылятся на полках. Результативность науки вычисляется как сальдо экспорта-импорта технологий. Так вот у России оно “-361,0”, а у США “+24884”. По абсолютной численности научных сотрудников Россия на 1 месте в мире, а по конкурентоспособности - на 70-м. В общем-то это позор.

Наука всегда имела материальное измерение. Уже Платон построил Академию с библиотекой и лекционным залом. Вещественная база науки - здания институтов и оборудование. В трудные времена эта база к тому же важнейший внутренний источник финансирования. Поскольку 70% организаций науки сегодня находятся в собственности государства, доходы от коммерческого использования федерального имущества собственник вправе пустить на государственные цели. В частности, чтобы наука не умерла, а плодоносила. Но тут возникает противоречие между хозяйственниками и реальными исследователями. Первым выгодно содержать на эти доходы себя, а вовсе не вторых. Непрофильная деятельность (аренда и т.д.) приносит “хозяйственникам” достаточно денег, чтобы плюнуть на профильную. Показатели российской науки говорят о том, что так и происходит.

Когда верхушке РАН указывают на эту неприличную картину, оно сварливо отвечает: как финансируют, так и работаем. Эта позиция очень комфортна для “хозяйственников”. “Какой спрос? Нет денег, нет идей”. Но вглядимся все-таки попристальней. 21,4% госсектора науки - институты РАН и пяти отраслевых академий, наделенных государственным статусом. Этот сегмент разбухает, как губка: в 1990 году в нем было всего 6% институтов. Итак, группа людей, сидящих в президиумах академий, управляет колоссальным и еще постоянно прирастающим имущественным комплексом на правах “хозяйственного ведения”. В одной только РАН 463 института. Эта группа людей обладает, "между прочим, пожизненным статусом и находится на полном государственном обеспечении независимо от того, занимается ли кто-то из них наукой. По причине полной персональной обеспеченности, а также в силу естественного угасания творческой потенции, мало кто из почетных старцев остается ученым-исследователем. Чем же они занимаются? Величественно отдуваясь, они погружаются в сферу товарно-денежных отношений. Они - хозяйствуют...

В 2002 году Счетная палата опубликовала довольно беззубый доклад, вяло отметив, что “имели место факты заключения сделок по передаче в аренду недвижимости на заведомо невыгодных для государства условиях”. Государство - собственник имущества - дало академикам право самостоятельно распоряжаться имуществом. Почему? Потому что государственных средств было мало, академики жаловались на развал науки, вот им и дали возможность самим зарабатывать деньги и вкладывать в лаборатории, приборы, технологии, зарплаты исследователям. Такой оборот

дела государство сочло выгодным для целей своей научно-технической политики. Но с огромного имущества было получено с гулькин нос (в сравнении с тем, чего можно было ожидать). Это значит, что за сданные в аренду площади брали намного меньше, чем подобало. Выгоду получал арендатор, чьи интересы были поставлены выше развития науки и целей государственной политики. Кто же тот таинственный арендатор, которому так благоволят академики-завхозы? Да конечно же, это сами господа академики! В том числе в лице своих родных и знакомых. Потом, как правило, арендатор сдает имущество в субаренду, но уже в десятки раз дороже.

В итоге верхушка РАН оказалась в воронке теневых финансовых потоков с их неизбежной криминализацией. За 3 года было убито 18 академиков, что косвенно указывает как на масштабы криминализации, так и на объемы уплывших федеральных средств. Именно “хозяйственно-распорядительная” верхушка РАН заинтересована в приватизации академического имущества. Она рассчитывает контролировать торги и надеется, что собственность будет продана по “упрощенной” схеме, без предварительной ревизии и оценки. Зато она отнюдь не заинтересована в постановке на баланс интеллектуальной собственности. И дело не в том, что та облагается налогом, а в том, что нематериальные активы кратно повысят продажную цену, тогда как покупатели ждут дешевой распродажи. Понятно, что покупателями станут не чужие для “академиков” люди. Пока научные организации оцениваются не по размерам и качеству своих нематериальных активов, а по декларативным отчетам, пустой отчетности будет достаточно, чтобы организация числилась научной, а директор оставался распорядителем. А государству придется по-прежнему финансировать не производителей научного продукта, а богоугодные заведения, где никто не работает. Но последняя задача решается в рамках других бюджетных статей, адресованных нетрудоспособным гражданам.

Этот узел необходимо разрубить, заменив самоуправство академии на самоуправление научных организаций. Для начала нужно снять с академиков пожизненный статус: знания, научные достижения и активную исследовательскую работу поставить на первый план, а титулы на последний. Нет сил работать в науке - пожалуйста, на достойный отдых. А кресло в Академии займет действующий ученый. Во-вторых, преобразовать академические институты в более прозрачные организации, передав контроль над ними общественным советам, куда войдут представители власти и научного сообщества. В 2004 году РАН получила за счет аренды около 800 млн. руб., но, по экспертным оценкам, потенциал ее имущественного комплекса в несколько раз выше. Как можно оставить такие средства бесконтрольными? Все имущество, не используемое в научных целях, нужно консолидировать, проведя мониторинг сети и полную инвентаризацию. А прежней деятельности РАН по управлению этим имуществом дать публичную оценку.

Гласная оценка состоянию РАН уже дана бизнесом. “Норникель” обосновал отказ от сотрудничества с РАН ее неумением решить вопрос патентной чистоты, неудовлетворительным научным уровнем разработок и нецелевым использованием 17,4 млн. руб. Государству тоже пора научиться считать деньги и отделять зерна от плевел. Ведущие эксперты сходятся на том, что рост госфинансирования науки должен сопровождаться вскрытием ее реального потенциала. Какие исследования и какого качества проводит научная организация? В каких конкурсах участвует и каких побед добивается? Если обнаружатся хорошие заделы, можно вкладываться даже на ранних стадиях. Если нет, ценных сотрудников есть смысл перевести в более эффективные центры, а протирателей штанов освободить от этой обязанности. Кстати, доля исследователей среди персонала научных организаций только 47,5%. Государство будет финансировать свои приоритеты, а остальное сможет развиваться за счет конкурсов и грантов. Если академия наук отвечает своему названию, она должна зарабатывать деньги в первую очередь наукой. Древнегреческое “светило” Фалеса осмеяли за то, что он упал в канаву, заглядевшись на звезды. Но последним-то смеялся Фалес. Наблюдения за небом предвещали высокий урожай олив. Ученый скупил его заранее и озолотился, а насмешники остались при своем сомнительном юморе.

Червакова Эльмира
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).