В начале недели состоялась пресс-конференция министра здравоохранения Вероники Скворцовой, в ходе которой она заявила: «Министерство здравоохранения разработало концепцию осуществления государственной политики противодействия потребления табака на 2016-20 годы и дальнейшую перспективу. И хотелось бы отметить, что главной задачей, которую мы ставим перед собой, является обеспечение условий, при которых доступ к табачной продукции для нового поколения, то есть наших граждан, родившихся после 2015 года, на протяжении всей жизни будет невозможным"», сообщает РИА Новости.
Скворцова озвучила ряд мер, которые могут способствовать достижению новой цели: это отказ от любых партнерских отношений с табачными организациями, поэтапный ввод акцизов на табачные изделия до среднего уровня среди стран Всемирной организации здравоохранения. Помимо этого, глава Минздрава призвала ввести дополнительные меры по ограничению продажи электронных сигарет и запретить меры по повышению привлекательности табачной продукции.
Руководитель группы мониторинга стратегических рисков и угроз Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина в беседе с «Полит.ру» напомнила о том, как табакокурение влияет на здоровье человека: «Если взять любые медицинские, токсикологические, эпигенетические исследования воздействия табака, профессиональные заболевания фермеров, выращивающих табак, то по всем данным получается, что потребление табака — это совершенно чудовищный фактор вреда здоровью. Например, если взять биомаркер старения, который сейчас изучают на очень высоком уровне, то курение — это единственный и самый мощный фактор, который сбивает все полностью и который необходимо контролировать.
На клинических испытаниях исследователи вынуждены полностью исключать курильщиков, потому что это насильственно состаренная категория людей, и ее, по сути, нельзя сравнивать с другими потребителями лекарств в контрольно-экспериментальной группе».
По ее мнению, в нашей стране замылен взгляд на вред табака, который является совершенно неприемлемым. Халтурина замечает, что сам факт того, что табак легализован — это ошибка. Дело в том, что многочисленные эпидемиологические исследования, подтверждающие его пагубное воздействие на здоровье курильщиков, стали появляться в 60-70-е годы, а легализован он был раньше. «Поэтому, конечно, необходимо вести речь о делегализации. Сейчас у нас очень много никотинозависимых граждан, но и для них есть более безопасные формы, если зависимость действительно серьезная», — напоминает Халтурина.
«Дети не никатинозависимые, и поэтому я считаю, что это хорошее предложение вырастить поколение, которое в принципе не подвергается этой совершенно чудовищной угрозе. Такая мера уже в нескольких странах действует, кое-где перспективно введена, она инновационная — это такой относительно легкий путь делегализации табака. Я думаю, что к тому времени, благодаря антитабачным мерам, распространенность курения в принципе снизится достаточно сильно, и курение будет, скажем так, в диковинку. Поэтому некурящее поколение молодых людей станет вполне нормальным явлением, хотя сейчас эта мера кажется радикальной и инновационной. Но с точки зрения охраны здоровья, это абсолютно оправдано, неоправданно то, что табак вообще легален», — рассуждает она.
К тому же, по словам эксперта Российской антитабачной коалиции, генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен позитивно высказалась насчет идеи запрета табака, но пока что только в одной стране мира, в Бутане, продажа табака нелегальна, в результате чего там курят 3%. К тому же ряд стран уже запланировали делегализацию табака, в числе которых Финляндия, Новая Зеландия, остальные думают, добавила Дарья Халтурина.
Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина считает, что любые меры, которые могут быть эффективны в снижении уровня табакокурения, имеют право на существование. Однако конкретно в этом случае она сомневается в успехе: «Я не верю, что это будет эффективно, и произойдет сильное снижение этих показателей. Но сам факт, что хотя бы так публично, жестко и резко обозначается сама проблема, и эта попытка, пусть на уровне психотерапии, но вдруг случится — это само по себе уже хорошо», — полагает она.
«На мой взгляд, эффект от этого не может быть существенен хотя бы потому, что в рыночных условиях сомнительно, что могут быть запретительные меры, за исключением тех действий, которые имеют прямое уголовное наказание и последствия. Могут ли найти такие аргументы для табакокурения, чтобы ввести уголовное наказание, которое повлияет на продавцов, производителей и молодежь — это очень сомнительно», — делится размышлениями Храпылина.
Она уверена, что главная проблема в культуре, которая сформирована в молодежной среде. «У ребят очень мало слов, и они пользуются сигаретой как паузой, чтобы выглядеть более привлекательно, потому что у них не находится аргументации, чтобы среди своих сверстников более убедительно себя демонстрировать», — считает профессор, добавляя, что одномоментно культуру невозможно изменить, но со временем возможны положительные результаты, если над этим работать.
Председатель правления общественной организации «Ассоциация «Здоровые регионы», член экспертного совета по борьбе с табаком при Минздраве РФ Алексей Шабашов поддерживает это предложение Минздрава: «Идея о необходимости прекращения доступа нового поколения к табачным изделиям абсолютно здравая и слава Богу, что она посещает министра здравоохранения. Действительно в России за последнее время ширилась табачная эпидемия, которая убивала наших сограждан в угоду получения прибыли транснациональной табачной индустрии, мы все это прекрасно понимаем».
По его утверждению, табачные изделия в России нелегальны: «Не надо вводить никаких дополнительных законов и поправок, если почитать закон о правах потребителя ст.7, то выяснится, что на территории России легально распространять табак нельзя, он должен быть выведен из широкого оборота, потому что это товар, который может причинять вред здоровью и жизни потребителя, будучи употребленным по своему прямому значению. Это уникальный товар, другого такого нет.
Кроме того, есть ст.238 Уголовного кодекса РФ «производство и распространение товаров, не соответствующих критериям безопасности», табак не может соответствовать критериям безопасности, это опасный продукт, и на упаковках уже написано, что он может вызывать болезни, все это прекрасно знают», — поясняет эксперт.
При этом одномоментно делегализовать табак в России тоже нельзя: «40% населения имеют от него зависимость, и, к сожалению, многие люди, принимающие решения, зависимы от табака. Поэтому это благое дело должно растянуться на какое-то время. Как одна из мер — ограничение доступа, но возникает вопрос, как это сделать технически? Если дети, родившиеся в 2014 году, смогут покупать табачные изделия, а с 2015 что-то должно произойти и отщелкнуть, и этим детям сигареты не продадут. А что их остановит от того, чтобы стрелять сигареты у старших товарищей? Поэтому необходимо предусмотреть целый комплекс мер, которые пока описаны, а предлагаемые Скворцовой меры, может быть, не столь эффективны, как в целом закон №15-ФЗ, но они его дополняют и в комплексе, конечно, постепенно будут действовать. Они направлены на снижение потребления табачных изделий населением России», — говорит Шабашов.
Три года назад в России вступил в силу антитабачный закон, который запрещает курение в учреждениях культуры и спорта, школах, вузах, больницах, на пляжах, детских площадках, стадионах, вокзалах и аэропортах. Осенью прошлого года начали действовать новые правила по оснащению мест для курения, при соблюдении этих правил разрешается курение на судах дальнего следования и в подъездах многоквартирных домов.