будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
образование школа Дмитрий Ливанов
Май 15, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 1 сентября

Наутро. 1 сентября
china
Урок китайского языка. Источник: Фото: sputnik.by
 

 

С нового учебного года всем российским школьникам, начиная с пятого класса, предстоит изучение двух иностранных языков, а не одного, как было в большинстве школ до настоящего момента. В интервью «Российской газете» министр образования Дмитрий Ливанов рассказал, что послы Германии и Италии, с которыми обсуждался этот вопрос, считают, что их языки должны быть предметом изучения в большем количестве школ.

Сообщается, что с 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому образовательному стандарту (ФГОС), в котором зафиксировано, что второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы. При этом требования нового стандарта коснутся только учащихся с 5 по 9 классов. Однако было учтено, что не все пока к этому готовы, и поэтому школам дали переходный период.

Эксперт образовательной сети «Дневник.ру» председатель методического объединения учителей иностранных языков, московской школы №279 Мария Белых полностью одобряет и поддерживает это изменение: «Я считаю введение второго обязательного иностранного языка полезным, обеими руками «за». Конечно, на качестве образования такое нововведение скажется положительным образом, ведь разносторонние знания – это залог успеха ребенка. Кроме того, известно, что каждый следующий язык учить легче и интереснее», — замечает Белых.

Однако, по ее мнению, с введением второго языка могут возникнуть некоторые трудности: «К сожалению, внедрить второй язык в школьную программу не так легко: на данном этапе у школы нет для этого возможностей. Причин несколько. Во-первых, нужно искать соответствующих учителей. Во-вторых, нужно выделять на новый предмет учебные часы, а их сейчас попросту нет, особенно в профильных классах. Иными словами, включение второго иностранного языка в школьную программу – дело не одного дня», — заключает эксперт «Дневника.ру». 

Заместитель директора лицея НИУ ВШЭ, аналитик Института образования Рустам Байбурин подчеркивает, что два языка придется учить ученикам средней школы только до 9 класса включительно, старшеклассникам же будет предоставлена возможность выбрать второй язык, но обязательным требованием это не станет.

«Одна из задач изучения языков — возможность интеграции в мировое сообщество. И стандарт средней школы разрабатывался до политических событий, негативные последствия которых мы наблюдаем сейчас. Уровень достатка многих семей вырос за последние годы, путешествия за границу и даже обучение детей за границей являлись почти нормой. Впрочем и сейчас люди себе это могут позволить в большей степени, чем 15 лет назад. Как следствие — среди населения существенно вырос интерес к изучению языков. И взрослые, и дети понемногу осваивают такие прежде экзотические языки, как испанский, итальянский, чешский, китайский. И мне кажется, что разработчики стандарта средней школы решили не сопротивляться общекультурной тенденции, а возглавить ее введением в школах второго языка», — делится предположениями эксперт лицея НИУ ВШЭ.

При этом Байбурин также допускает, что возникнут трудности с внедрением этого нововведения: «Конечно же, как и в случае любого нововведения, будет иметь место период его адаптации к реальной жизни. В мегаполисах ввести второй язык в школе существенно легче в силу достаточного количества квалифицированных специалистов и возможности сетевого сотрудничества образовательных организаций. В небольших городах и сельских школах потребуется больше времени на дополнительное обучение имеющихся в штате учителей. Однако ФГОС ООО был принят еще в 2010 году, и институты повышения квалификации уже несколько лет работают на задачу подготовки учителей к реализации нового стандарта. Также возможно, что при введении второго языка окажутся востребованы формы дистанционного обучения», — считает Рустам Байбурин.

Старший научный сотрудник лаборатории исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов поделился с «Полит.ру» своим взглядом на этот вопрос: «Хотелось бы отметить, что впервые за последнее время мы обсуждаем расширительную и позитивную трактовку понятия "иностранный". Я хочу акцентировать важность этого аспекта, поскольку дискурс интеграции российского общественного и образовательного пространства в общемировые процессы в последнее время несколько потерял в сбалансированности», — говорит он.

Логинов рассказал, что считает крайне позитивным внимание к изучению иностранного языка в российских школах: «При наличии неоспоримых достоинств советской школы, на фундаменте которой — хотим мы этого или нет — до настоящего времени во многом стоит школа российская, иностранный язык объективно был на периферии развития. И до настоящего времени, спустя десятилетия и многочисленные этапы реформирования образовательной системы, проблема результативности школьного обучения иностранному языку не решена», — рассуждает эксперт академии, добавляя, что именно поэтому необходимо поддерживать обращение к проблеме обучения иностранному языку и поиск управленческих решений в этой сфере.

Дмитрий Логинов также рассказал, что возможны два базовых сценария развития ситуации с изучением второго языка в школах: «Первый состоит в том, что, в условиях актуализирующегося дефицита ресурсов и объективной усталости системы от постоянных реформ, обучение второму иностранному языку окажется эффективным в достаточно узком сегменте, в центре которого расположены «специальные, элитные» школы, а на периферии — образовательная система мегаполисов в целом. За пределами этого сегмента влияние рассматриваемых изменений окажется крайне незначительным. Для школьников его, упрощая, можно описать как «раньше выпускники не знали одного иностранного языка, а теперь будут не знать два»,— считает эксперт. По его словам, необходимость соответствия новым показателям кадрового состава и расписания занятий для администрации школ окажется еще одним вопросом, который требует формального решения. При этом Логинов предполагает, что это формальное решение будет найдено с минимальными затратами, но и результативность окажется соответствующей.

Эксперт РАНХиГС считает, что интереснее попытаться найти именно второй сценарий, который может привести к реальным позитивным изменениям, и ему он видится следующим образом: «Рассматриваемое нововведение может стать отправной точкой профессиональной дискуссии об эффективности изучения иностранного языка (иностранных языков) в массовой российской школе», — предполагает он.

«И поскольку странно говорить о втором иностранным языке не «разобравшись» с первым, то логичной окажется оптимизация как методик преподавания, так и оценки результативности обучения первому иностранному языку. Обеспечение даже периферийных школ близка к тому, чтобы попытаться решить и проконтролировать, например, задачу способности выпускника любой школы уметь объясниться на иностранном языке и понять хотя бы простой текст, на нем написанный. То есть, системно рассматривая проблематику, актуализируем вопрос обучения первому иностранному языку, в отношении которого можно и необходимо ставить и решать задачу эффективности в массовом охвате», — считает Дмитрий Логинов.

«И следующим шагом в этом случае переходим ко второму иностранному языку. Понятно, что задача владения двумя иностранными языками выпускниками школ за пределами мегаполисов (я уже не говорю про сельские поселения) в ближайшей перспективе нерешаема. Но каким бы узким не был запрос на это со стороны части школьников и их родителей, этот запрос локально существует. И мотивированные школьники в провинции могут получить "подводку" ко второму иностранному языку», — рассуждает эксперт академии.

По мнению Логинова, в этом случае потенциальную кадровую проблему можно сгладить посредством системы дополнительного образования педагогов, до этого преподававших единственный иностранный язык. «Картина, при которой мотивированный школьник, проживающий в провинции, получит минимальные знания по второму иностранному языку и будет направлен в систему, например, глубокого дистанционного образования (шаги по доработке этой системы и расширению ее доступности понятны) видится вполне реальной и не требующей запредельных усилий от системы», — говорит он.

«Таким образом будет создан фундамент для третьего, перспективного шага. В случае, если общество и образовательная система через несколько лет (или десятилетий) придут к востребованности массового овладевания вторым иностранным языком, сегодняшние шаги создадут фундамент выстраивания соответствующей системы», — резюмирует Дмитрий Логинов, эксперт РАНХиГС.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).