В четверг «Известия» сообщили об инициативе депутата Госдумы, члена парламентского комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного разработать федеральный закон «О патриотическом воспитании в России». Выборный считает, что нужна нормативно-правовая база, которая будет регулировать патриотическое воспитание и обяжет органы исполнительной власти вести работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Депутат предлагает привлечь к работе над проектом этого федерального закона коллег по парламенту, чиновников, а также представителей патриотических НКО. «Разрыв между советским и российским воспитанием граждан должна устранить специальная межведомственная комиссия, которая разработает основные нормы нового закона», — заявил Анатолий Выборный.
Сообщается, что законопроект будет включать меры по формированию гражданской идентичности и «привитию молодежи патриотического отношения к обществу и государству». По информации издания, главная задача закона — способствовать формированию национального самосознания.
Директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, кандидат социологических наук Андрей Покида скорее поддерживает данную инициативу. «Необходимо заниматься патриотическим воспитанием, особенно среди молодежи, потому что молодежь в принципе на сегодняшний день не совсем понимает, что под собой подразумевает патриотизм. По их мнению, это значит просто размахивать флажками и говорить, что они патриоты», — говорит он.
Эксперт считает, что современной молодежи необходимо помочь понять смысл этого явления: «Патриотизм подразумевает не только это, а еще и любовь к родине, и знание истории, и какие-то действия во благо родины. В данном случае это не вполне наблюдается, тем более мы видим еще и слабую включенность в различные организации исторической и патриотической направленности, даже в спортивные организации молодежь включена очень слабо. Поэтому эта законодательная инициатива может восполнить этот пробел и дать патриотизму практический смысл, потому что сейчас это все только в теории», — полагает Андрей Покида.
По его словам, на данный момент патриотизмом занимаются как в школах, так и в высших учебных заведениях, но это очень разрозненный процесс, которому необходима комплексность.
Заведующая кафедрой истории российской государственности исторического факультета Института общественных наук РАНХиГС, доктор исторических наук, профессор Мария Зезина считает, что в этом законе отсутствует необходимость: «Я оцениваю инициативу депутата Анатолия Выборного как стремление привлечь к себе внимание с одной стороны президента, чье заявление он предлагает облечь в форму закона, и с другой стороны СМИ, что немаловажно в преддверии выборов в Государственную Думу. Я не вижу необходимости в таком законе, тем более, что существует государственная программа патриотического воспитания. Принятие нового закона приведет только к созданию финансируемых из госбюджета новых комиссий, деятельность которых сведется к составлению планов и сбору отчетов о проведенных мероприятиях», — полагает г-жа Зезина.
«Не знаю, что имеет ввиду Анатолий Выборный, говоря о разрыве между советским и российским воспитанием. Главное отличие: советское воспитание было полностью пропитано официальной идеологией. Преодоление этого "разрыва" невозможно в силу отсутствия внятной государственной идеологии, а также противоречия нормам российской Конституции. Во всем остальном работа по патриотическому воспитанию в России похожа на то, что делалось в СССР. Во-первых, это ориентация на героику военных лет, победы русского оружия, то есть это прежде всего военно-патриотическое воспитание, воспитание не просто граждан, а защитников родины. Во-вторых, это преобладание формального бюрократического подхода. Патриотическое воспитание сводится преимущественно к проведению мероприятий, а эффективность оценивается в их количестве и числе участников», — рассуждает профессор. «Любовь к родине воспитывается не этим», — заключила она.