Правительство разработало проект закона «О деятельности по взысканию задолженности», который устанавливает новые правила работы коллекторских агентств с должниками. Этот законопроект направлен на защиту прав и интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
В документе подробно прописываются правила, по которым могут общаться взыскатель и должник. В частности, устанавливается, что коллектор может встречаться лично с должником, звонить ему и отправлять сообщения. Однако делать он это может только в дневные часы (с 8:00 до 22:00 в будни и с 9:00 до 20:00 в выходные дни) и не чаще одного раза в сутки, трех раз в неделю и десяти в месяц. При это вступать в контакт с членами семьи или работодателем должника возможно лишь с письменного на то разрешения самого должника, которое было предоставлено не ранее чем через месяц после просрочки выплаты.
Новые правила запрещают коллектору применять к должнику физическую силу или угрожать применить ее, уничтожать или повреждать имущество, а также угрожать сделать это, применять методы, опасные для жизни и здоровья людей. Кроме того, взыскателю запрещается своими словами или действиями унижать честь и достоинство должника.
Вовсе вступать в контакт коллектор не может с несовершеннолетними гражданами, недееспособными людьми. Также он не может обращаться к беременным женщинам и матерям детей до полутора лет, к людям старше 70 лет и инвалидам первой группы.
При этом законопроект также устанавливает требования и к должникам. Так, «должник обязан действовать добросовестно и разумно и не допускать неправомерного причинения вреда взыскателю», извещать о смене имени, фамилия, места жительства и контактных данных. Должник также не имеет права скрывать информацию о своем имуществе, так как оно может быть взыскано для погашения задолженности.
Президент Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ), генеральный директор коллекторской компании «РусБизнесАктив» Сергей Рахманин напомнил, что история данного законопроекта началась еще в 2010 году. Тогда АРКБ и НАПКА и две банковские организации, Ассоциация российских банков и Банковская ассоциация Россия, в содружестве представили законопроект «О взыскании задолженности». «На тот момент законопроект разрабатывался с поддержкой и участием специалистов Минэкономразвития, и тот документ, который мы видим сейчас, представляет собой во многом улучшенный и доработанный вариант того, что было разработано пять лет назад», — говорит Сергей Рахманин.
По его словам, нынешний законопроект на 90% вызывает позитивную экспертную оценку: «Конечно, у любого документа есть плюсы и минусы, но хотелось бы отметить, что здесь плюсов намного больше, чем минусов. В качестве минусов отмечу только пару моментов. Во-первых, в требованиях к профессиональному взыскателю предполагается введение уставного капитала в виде трех миллионов рублей. По большому счету, это вообще является фикцией, потому что организация сегодня утром положит три миллиона на счет, зарегистрирует это в соответствующих уполномоченных органах, а завтра эти деньги оттуда выведет. Это требование не играет абсолютно никакой роли для какого-то позитивного имиджа этой компании, для того, чтобы эту компанию считать надежной только из-за того, что она за короткий срок прогнала через счет три миллиона рублей. Это совершенно не нужный пункт», — рассуждает эксперт АРКБ.
«Во-вторых, это количество контактов взыскателя и должника, которое в этом законопроекте ограничено одним разом в сутки. В жизни так, к сожалению, не получится из-за возможных сбоев связи, договоренностей между взыскателем и должником, которые могут меняться. Должно быть установлено какое-то разумное количество раз в день, может быть, 3-5 раз», — считает Рахманин. При этом он подчеркивает, что смысл этого пункта правильный, и нужно ограничивать такой контакт для того, чтобы исключить воздействия автоинформаторов на должника. Тем не менее, он уверен, что эту поправку необходимо внести, потому что даже чисто технически не всегда получается что-то обсудить с первого раза.
«В целом, законопроект достойно сбалансирован. Он учитывает интересы и должника, и взыскателя. В нем достаточно четко прописаны требования к должнику, о том, что он должен предоставлять актуальную информацию о своем местоположении, о своих активах, об изменениях, которые с ним происходят», — замечает он.
Сергей Рахманин также полагает, что с введением данного законопроекта может отсеяться большое количество компаний, которые ведут недобросовестную работу с должниками. «У нас на сайте неоднократно публиковалась информация о том, что на сегодняшний день ряд компаний используют «черные» схемы работы: они звонят должникам с неопределенных номеров и представляются названиями добропорядочных коллекторских агенств, которыми на самом деле не являются. Текст и посылы этих звонков могут содержать угрозы и, мягко говоря, некорректное поведение с должником. Это необходимо пресекать. И хорошо, что в данном законопроекте прописана необходимость представляться и давать должнику контактные телефоны, предоставлять актуальную информацию по задолженности», — делится мнением Сергей Рахманин.
«Данное требование устанавливает жесткие условия для «черных» коллекторов, хотя, конечно, полностью исключить их будет очень сложно. Но по крайней мере, это будет прописано в законодательном документе, и это уже шаг вперед. Данные требования, особенно если еще несколько пунктов к ним добавить, смогли бы достаточно серьезно отсеять этот пласт организаций, которые злоупотребляют доверчивостью должников», — резюмирует эксперт АРКБ.
Младший юрисконсульт Центра правового обслуживания Александр Терентьев считает, что в принятии данного закона в принципе нет необходимости: «Вопросы, являющиеся предметом законопроекта, уже нашли свое отражение в других нормативно-правовых актах», — замечает он.
«Например, запрет для профессиональных взыскателей (коллекторов) передавать информацию о должнике уже закреплен в ФЗ «О персональных данных», далее такие запреты как «взыскатель не может применять к должнику физическую силу или угрожать применить ее, не может уничтожать или повреждать имущество, а также угрожать сделать это, не может применять методы, опасные для жизни и здоровья людей, не может своими словами или действиями унижать честь и достоинство должника» закреплены в уголовном кодексе, а именно главами 16 и 17 Уголовного кодекса. Также запрет беспокоить должника в ночное время, равно как, и способом связи с должником закреплены в ст. 15 ФЗ «О потребительском кредите», — говорит эксперт Центра правового обслуживания.
«Ранее были выдвинуты другие инициативы, более рациональные, которые предлагали усилить позиции имеющихся законов, установив дополнительные требования к коллекторам, создать контролирующий орган за коллекторскими агентствами, ужесточить ответственность коллекторов. Но этими положениями можно дополнить существующие законы, без создания нового нормативного акта», — считает Александр Терентьев.
«Параллельно необходимо дорабатывать ФЗ «Об исполнительном производстве», регламентирующий деятельность приставов-исполнителей, которые в настоящий момент практически не работают и кредиторы не в состоянии получить денежные средства. Государству необходимо вкладываться в материально-техническое оснащение, заниматься кадрами службы судебных приставов, чтобы они работали более эффективно, развивать электронные базы, межведомственное взаимодействие – в целях эффективного осуществления приставами-исполнителями должностных обязанностей. Если это удастся, то и необходимость в частных коллекторах, по большей части, отпадет», — заключает младший юрисконсульт Центра правового обслуживания.