будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ГИБДД ПДД
Май 21, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 16 августа

 


В Министерстве внутренних дел разработан проект поправок в КоАП, в случае принятия которых ГИБДД получит право взимать штрафы за нарушения правил дорожного движения с собственников автомобилей на основании видеозаписей, сделанных гражданами на смартфоны. Текст законопроекта доступен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

То есть любой пешеход или участник дорожного движения сможет зафиксировать на свой гаджет, как другой участник движения нарушает ПДД, а затем отправить ролик в ГИБДД. После этого, если на видеозаписи различим номер автомобиля и видно само правонарушение, то инспектор направит собственнику автомобиля штраф.

Правда, тут все не так просто, и согласно проекту поправок, иметь силу будут только видеозаписи, сделанные с помощью специального мобильного приложения, которое в настоящее время разрабатывается. Предполагается, что запись, сделанную через эту программу, будет невозможно отредактировать или как-то изменить. К тому же, видео будет записываться с привязкой к спутниковым координатам, дате и времени. Также не удастся зафиксировать правонарушение анонимно, так как программное обеспечение «должно обеспечивать идентификацию лица, зафиксировавшего административное правонарушение и направившего видеозапись», говорится в документе. То есть для пользования этой услугой надо быть пользователей портала госуслуг.

При этом в законопроекте идет речь не обо всех административных правонарушениях, а лишь о некоторых. В частности, гражданский контроль будет возможен при нарушениях правил переезда через железнодорожные пути и перекрестки, при проезде на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика. Также через приложение можно будет передать запись, если автомобилист не пропустил пешехода на «зебре».

Некоторые эксперты высказали сомнения в успехе этого законопроекта, так как у него есть целый ряд спорных моментов. Так, президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин заметил, что нарушитель не всегда является собственником автомобиля, и есть риск, что наказан будет не тот человек, его мнение приводит «Коммерсантъ». Травин также считает, что возможность запросить материалы дела и узнать, кто зафиксировал нарушение, может привести к росту социальной напряженности. А координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что пользователи просто не будут успевать фиксировать нарушения на смартфон, так как на дороге все происходит очень быстро. «Надо переписать законопроект, чтобы можно было использовать записи с салонных видеорегистраторов: они обычно включены постоянно и картинку дают отличную», — сказал он.

Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре, напротив, считает, что это крайне эффективная мера: «Это поможет немного заместить сотрудников Госавтоинспекции на местах. Мы знаем, что в таких крупных городах, как Москва, Петербург, в городах-миллионниках развивается система фото- и видеофиксации, а вот в регионах и небольших городах, где экономическая ситуация не столь благополучна, камеры поставить еще не успели. После массовых сокращений в рядах Госавтоинспекции многие сотрудники ушли с дорог. Получается, что фактически нарушителей никто не контролирует», — говорит она и подчеркивает, что в силу известных особенностей менталитета русского человека, какой-то контроль ему необходим.

«Мы проводим множество опросов, и чаще всего слышим от участников дорожного движения, что они хотят усиления контроля со стороны Госавтоинспекции. Создание нового инструмента, позволяющего нам зафиксировать правонарушения, повлияет на всех участников дорожного движения. Люди не будут искать глазами сотрудников ГИБДД, появится ощущение, что любой человек сможет зарегистрировать нарушение и рассказать о нем в соответствующие органы», — делится мнением Наталья Агре. 

При этом, она считает, что некоторые ранее озвученные опасения беспочвенны: «Есть мнения, что это может породить определенное количество проблем: люди будут разыскивать тех, кто на них донес и произвел видеофиксацию. Но с другой стороны, стоит посмотреть на международную практику, во многих странах такой подход внедрили уже давно. Это не только фото- и видеофиксация на собственные смартфоны и видеорегистраторы, но и просто обращения по телефону. 

То есть если ты стоишь в пробке где-нибудь в Европе и решаешь проехать по полосе, где разрешено ездить только спецслужбам, то сразу раздастся не один, а даже сотни звонков от тех людей, мимо которых ты проезжаешь. Все понимают, что в данном случае ты наносишь потенциальный вред тем, кому действительно нужно проехать по данной полосе. И никаких социальных конфликтов не происходит. Я не думаю, что в России с этим возникнут какие-то сложности», — считает она. 

По словам Агре, особенно важно провести информационную работу и проработать рекомендации для населения о том, как правильно проводить видеосъемку или фотосъемку так, чтобы в процессе самому не стать нарушителем: «Если представить, что человек, который сам ведет автомобиль и видит кого-то, кто неправильно перестраивается, выезжает на полосу встречного движения и из лучших побуждений начинает  снимать нарушение, то в конечном счете он сам попадет в дорожно-транспортное происшествие. Поэтому важно проработать ряд рекомендаций и обучить участников дорожного движения, как сделать все правильно и самому не попасть в ДТП»,— полагает эксперт центра «Движение без опасности».

По мнению Натальи Агре, в перспективе эта функция вполне может стать популярной и широко распространенной среди граждан, но на это потребуется время. «Спрос общества на дополнительный контроль на дорогах есть, и особенно это связано с нетрезвыми водителями, которых в определенные периоды становится больше. Конечно, сотрудникам ГАИ просто не справиться с таким объемом нарушений, и поэтому у людей на сегодняшний день сформировалось и желание, и понимание того, что необходимо сообщать о нарушении, если ты его видишь. В противном случае, эти нарушители становятся потенциальной угрозой для всех участников дорожного движения. Объективно, это займет время, но я думаю, когда культура сформируется, такая практика станет нормой», — заключила г-жа Агре. 

Руководитель представительства Федерации автовладельцев России в Ярославской области Илья Арифулин тоже считает, что эта мера может быть полезной все по той же причине — из-за недостатка сотрудников ГАИ для фиксации нарушений и наказания нарушителей. «Думаю, это нормальная практика, если человек видит нарушение и сообщает об этом, чтобы нарушитель был наказан. Это достаточно интересно, но время покажет, как это будет реализовано», — прокомментировал Арифулин.

По его мнению, в том случае, если эта инициатива будет тщательно проработана, а мобильное приложение будет стабильно функционировать, то это положительно скажется на безопасности дорожного движения, и нарушений станет меньше. Илья Арифулин также выразил надежду на то, что граждане поддержат эту инициативу, таким образом, возможно, удастся воспитать в населении уважение к ПДД. «Когда я вижу какие-то вопиющие нарушения, то сбрасываю видеоданные с регистратора через сайт ГИБДД, это не всегда удобно, но если будет приложение, думаю, буду им пользоваться и агитировать на это своих знакомых и коллег», — заключил эксперт ФАР.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).