Уже с 1 марта этого года может быть ликвидирована Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Как сообщают «Ведомости», функции ликвидируемого ведомства будут распределены между министерствами. Таким образом, борьбой с преступлениями в области оборота наркотиков и их расследованиями вместо ФСКН будет заниматься Министерство внутренних дел. Некоторые другие ее функции, например, просветительская работа с населением о вреде наркотиков и содействие реабилитации наркозависимых граждан, будут делегированы Министерству здравоохранения.
Ликвидация ФСКН вызвана необходимостью проведения оптимизации бюджета в связи с финансовым кризисом. По имеющимся данным, из 35 тысяч работников ведомства переведены в МВД будут не более 15 тысяч человек. Ожидается, что в общей сложности это позволит сократить расходы бюджета на 30 миллиардов рублей. Кроме того, на прошлой неделе озвучивались пути оптимизации расходов системы правоохранительных органов в условиях экономического кризиса: им было предложено существенно урезать расходы или уволить до 10% сотрудников.
Первый вице-президент Центра политических технологий политолог Алексей Макаркин поделился с «Полит.ру» мнением об изменениях, происходящих в системе правоохранительных органов. «Я думаю, что решение во многом вынужденное, потому что сейчас всем приходится сокращаться и экономить. Соответственно, встает вопрос о том, что это распространяется и на силовые структуры», — говорит эксперт ЦПТ.
«ФСКН был в свое время создан по политическим мотивам, нужно было создать службу под Виктора Черкесова, который тогда покидал Петербург и переезжал в Москву. Были разные варианты его трудоустройства, и вот так появился ФСКН», — напоминает Макаркин, уточняя, что сейчас во главе службы стоит совсем другой человек, который является еще более близким к президенту. Как вспоминал недавно «Полит.ру», в свое время Черкесов добился впечатляющих успехов в борьбе с оборотом наркотиков в России, и тогда она едва ли не приравнивалась к борьбе с терроризмом. При каждом губернаторе создавались специальные антинаркотические комиссии, но все это пошло на спад после отставки Черкесова в 2008 году.
«Такая история создания ФСКН и стала причиной постановки вопроса, что именно эту службу надо сокращать. Это значит, что ее в свое время создали под конкретного человека, и именно такие службы могут оказаться под ударом», — считает политолог. В этой связи напомним, что вместе с ФСКН шли разговоры о ликвидации другого самостоятельного ведомства — Федеральной миграционной службы, что в случае подтверждения этих слухов грозит значительными сокращениями в составе ведомства из 40 тысяч сотрудников.
Однако ситуация с судьбой ФСКН до сих пор не столь прозрачна и ясна. Дело в том, что, как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники, в сложившейся ситуации выдача заключения председателя правительства является необходимой формальностью. По информации издания, согласие Владимира Путина на ликвидацию ФСКН уже есть, «и, очевидно, каких-либо претензий у председателя правительства не вызовет». Однако все же полностью не исключается, что вердикт ФСКН будет вынесен только после личной встречи Владимира Путина и Виктора Иванова.
Алексей Макаркин полагает, что теперь в этом вопросе все зависит от позиции Владимира Путина: «Что касается политического фактора, то здесь решать будет президент. С одной стороны, здесь, видимо, есть некоторые расчеты, что эффективность борьбы с наркотиками вряд ли снизится, если функции будут переданы другим, например, силовым структурам. То есть существуют определенные соображения, на основании которых появился проект документа о ликвидации. С другой стороны, есть многолетние человеческие отношения, потому что во многом наш политический режим строится не на институтах, а на неформальных связях», — рассуждает Макаркин, отмечая, что это именно тот случай.
«Виктор Иванов в течение очень долгого времени был помощником президента по кадровым вопросам, а это огромная сфера компетенций. Потом, после того, как президентом стал Дмитрий Медведев, Виктор Иванов получил одну из спецслужб под свое руководство. И возникает вопрос о том, что та компенсация, о которой сейчас говорят в СМИ, что Иванов будет советником президента, она, конечно, очень слабая. Она не соответствует тому влиянию, которое у него сейчас есть», — рассуждает политолог ЦПТ. По его мнению, итоговое решение остается за президентом: «Здесь, как и во многих других вопросах, есть выбор: пойти навстречу специалистам, которые говорят, что это учреждение может быть ликвидировано без особых рисков, либо пойти навстречу своему старому, хорошему знакомому, одному из тех, кого он привел, на кого опирался и опирается сейчас. Вот эта тема сейчас часто поднимается, и я думаю, что чем дальше, тем чаще будет подниматься и не только по поводу ФСКН», — заключает эксперт.
Неделю назад на пресс-конференции Виктор Иванов заявил, что выступает против ликвидации службы: «Не потому, что я руководитель этого ведомства, а потому что структура показала свою эффективность», — цитирует Иванова РБК. По его словам, ведомство уверенно лидирует среди всех правоохранительных учреждений по количеству ликвидированных организованных преступных группировок.