будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Владимир Путин национальная политика
Июнь 25, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 16 марта

 

В конце прошлой рабочей недели президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву рассмотреть вопрос и представить к 15 апреля предложения о создании Федерального агентства по делам национальностей. Новое ведомство будет заниматься реализацией государственной политики в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений и осуществлять меры, направленные на укрепление единства многонационального народа, обеспечение согласия, а также мер, направленных на этнокультурное развитие народов Российской Федерации. На это же агентство будет возложена разработка и выполнение государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений и осуществление государственного мониторинга и надзора в этой сфере.

В Госдуме идею создания такого агентства поддержали. Вице-спикер парламента Сергей Неверов напомнил о том, что Россия является многонациональной и многоконфессиональной страной и подчеркнул, что «взаимоотношения народов, проживающих в России, укрепление единства имеют первостепенное значение», передает ТАСС. «Это должно быть предметом кропотливой работы общества и государства, поэтому такими чувствительными и сложными вопросами должны заниматься не департаменты, раскиданные по разным министерствам, а самостоятельное федеральное ведомство, подчиняющееся напрямую председателю правительства», — уверен он. С ним согласился и замруководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов, он поделился мнением, что у национального вопроса есть специфика, из-за которой им необходимо заниматься постоянно, и особенно это необходимо с учетом того, что внешние силы не оставят попыток расколоть Россию через национальный вопрос.

Экс-министр по делам национальностей Вячеслав Михайлов, ныне заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений РАНХиГС, тоже эту идею оценивает в целом положительно: «Я считаю, что это решение хоть и запоздалое, но исключительно полезное и правильное. Естественно, пока еще нет представления, будет ли это курировать непосредственно председатель правительства, и тогда каковы будут функции этого агентства, как самостоятельного ведомства, — рассуждает эксперт. — Обычно у нас агентства входят в состав какого-то министерства, но в данном случае, как я понимаю, это совершенно самостоятельная структура», — говорит он.

«С учетом того, что есть Совет при президенте по межнациональным отношениям, мне кажется, что здесь должно быть двойное кураторство и администрации президента, и правительства. Потому что это агентство не может работать вне контакта с Советом», — напоминает экс-министр.

«Следующий момент — кто возглавит это агентство. Необходим, конечно, человек, который бы владел и пониманием этой проблемы, и авторитетом. Недавно был назначен заместителем министра культуры Александр Владимирович Журавский, опытный человек. Видимо, он мог бы быть, по крайней мере, одним из руководителей этого агентства. Есть еще  предположения о том, чтобы это агентство было непосредственно под кураторством администрации президента. С учетом того, что сфера межнациональных отношений — это комплексная сфера, включающая в себя вопросы и социальной политики, и экономической политики, экологической политики и так далее», — говорит Вячеслав Михайлов. «В конечном счете найден оптимальный вариант структуры, которая бы занималась столь важными проблемами как сфера межнациональных отношений», — резюмирует он.

В Совете федерации тоже идея нашла одобрение и высокую оценку. Так, глава комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров уверен, что создание единого органа является логичным шагом в формировании четкой и понятной системы реализации государственной политики в в национальном вопросе. Тем более, что в некоторых регионах и так уже действуют отдельные подразделения, которые отвечают за межнациональные отношения. Азаров считает, что сейчас это очень актуально при учете обострения внешнеполитической ситуации. « С учетом нарастания внешних вызовов могут быть попытки подорвать межнациональный диалог в нашей стране. Поэтому сегодня настало время принимать решения, направленные на укрепление государственного регулирования данной сферы», — цитирует сенатора ТАСС.

Заместитель завкафедрой государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления РАНХиГС Вероника Кравчук считает, что такого ведомства как раз не хватало: «Я считаю, что эту проблему нужно было решить очень давно, потому что Совет по делам религий был распущен в 1991 году, и общего координирующего органа, который бы координировал действия органов государственной власти в сфере взаимодействия с религиозными организациями, не существует по сей день. А Министерство по делам национальностей тоже было упразднено и долгие годы его не было», — говорит она.

«Мало того, концепция национальной политики, которую приняли в 2012 году, была тоже в общем-то несколько запоздалой, потому что предыдущая концепция была принята в 1996 году. Получается, что все эти вещи, которые для любого государства являются стратегическими, у нас были как бы на периферии государственного и общественного сознания. И этому не посвящалось серьезного внимания, поэтому создание такого органа, который бы сейчас занимался межэтническими, межнациональными и межрелигиозными вопросами, крайне необходим, — рассуждает эксперт РАНХиГС. — Не какие-то там отделы или департаменты в субъектах федерации, а единый федеральный орган, который бы занимался политикой вероисповедной, национальной, воплощением этих концептуальных начал, которые были озвучены сравнительно недавно», — говорит Вероника Кравчук, отмечая, что в целом эта идея  все же несколько перезрела, так как ее нужно было поднимать давным-давно.

Среди основных проблем, связанных с большим количеством национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, эксперт выделяет, например, сохранение русского языка: «Русский язык — это язык общенационального общения, то есть это общегосударственный язык, на котором говорят все народы. Поэтому его преподавание, его трансляция производится во всех народах, а сегодня, по переписи 2013 года, у нас 204 этноса и народности в Российской Федерации. Поэтому важно сохранение языка, общенациональной культуры и общего разговорного языка для того, чтобы народы РФ понимали друг друга», — считает Вероника Кравчук.

Также эксперт обращает внимание на необходимость снижения межнациональной и межконфессиональной напряженности: «Необходимо усиление воспитательной работы в сфере толерантности, толерантного отношения к религиозным вопросам, к национальной идентичности в таком многонациональном государстве, как наше. Необходимо воспитывать уважение веры и традиций всех культур. На мой взгляд, было бы правильно на сегодняшний день для этой воспитательной работы использовать ресурсы высшей школы. Я имею в виду, что для того, чтобы дети в школе знали, кто сидит рядом и какая у представителя этого этноса культура, какая религиозная принадлежность и так далее, начиная со средних классов и вплоть до высших учебных заведений, обязательно нужен курс, который бы назывался «Культурные и религиозные традиции народов России», — говорит Кравчук, объясняя, что подобный курс должен работать и на знание истории, и на воспитание патриотизма, и на толерантность, и на уважение культуры, быта и традиций всех народов страны. 

«Конечно же, борьба с ксенофобией и религиозным экстремизмом — само собой разумеются. На уровне общественно-массового сознания должна вестись борьба точно так же, как она ведется нашими противниками. Они работают в социальных сетях, где нужно соответствующее противоядие — какие-то программы, проекты, форумы, которые бы обсуждали эти проблемы с молодежью, которая живет в социальных сетях. На уровне архетипов должно закрепляться то, что Россия является страной многонациональной, что ее народы живут в мире и согласии, что есть единое государство и единый народ. Вокруг осевого этноса России живет множество других народов. Осевым является русский народ, составляющий 83% населения. И если русский народ процветает, то всем остальным народам жить в таком обществе, в такой парадигме и формате, тоже комфортно», — подводит итог Вероника Кравчук.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).