будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минобрнауки школа
Июнь 13, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 18 февраля

Наутро. 18 февраля
uroki
Учебная нагрузка в школе
 

Министерство образования и науки РФ взялось за решение вопроса, который обсуждался уже довольно давно. Ведомство собирается ограничить объем домашних заданий для российских школьников, чтобы дети не так сильно уставали.

Проект соответствующего приказа предполагает новые требования для школьных преподавателей. Они должны будут задавать школьникам определенный объем домашних заданий в зависимости от возраста учеников. Так, ученики второго и третьего класс должны будут тратить на выполнение домашнего задания не более 1,5 часов в день, дети постарше, то есть учащиеся четвертых и пятых классов — не более 2 часов, с шестого по восьмой классы — 2,5, ну и старшеклассники — до 3,5 часов в день. Об этом сообщает «Интерфакс», имеющий в распоряжении документ.

По информации агентства, у первоклассников вообще не будут предусмотрены ни домашние задания, ни балльная система оценивания знаний.

Директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ  РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что это решение Минобрнауки способно решить только одну задачу тогда, как их намного больше. «Мы живем в условиях постоянных разговоров о том, что дети страшно перегружены. Поэтому для того, чтобы дети не были перегружены, они должны меньше заниматься домашними заданиями, а это значит, что надо установить некоторые нормы того, сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание. Возникает такая установка на то, что ребенок во втором классе должен тратить столько-то времени, в третьем — столько-то и так далее», — поясняет эксперт. 

По ее мнению, в этом вопросе необходим комплексный подход, так как такая инициатива порождает больше вопросов, чем ответов: «Вопрос остается в том, кто будет это проверять: родители, учителя, сами ли дети будут фиксировать, сколько времени они сидели за столом и писали? Потом, установлена эта норма в среднем, или по самому слабому ученику? Потому что какие-то дети на выполнение домашнего задания тратят 15 минут вместо 30, им можно и надо ли задавать больше? Или им надо задавать столько же? Или, наоборот, есть слабый ребенок, который над заданием, за которым другой ребенок сидит час, будет сидеть полтора часа. Что делать с этим ребенком? Нужно ли ему помогать, или такие не очень частые случаи учитываться не будут? Хотя на самом деле, именно эти случаи и надо учитывать, потому что если ребенок слабенький, нужно принимать какие-то меры, чтобы он не мучился над этим домашним заданием», — полагает эксперт РАНХиГС.

«И остается еще один вопрос — чем мы займем свободное время ребенка. Мы не задаем ему домашнее задание, он приходит домой, и за час все делает, чем он занимается потом? Если он остается в школе на продленке, то там понятно, что есть взрослые, которые это контролируют и могут предложить ребенку какие-то еще занятия. А если он дома и один, то чем он занимается? Как мы развиваем систему дополнительного образования для детей, чтобы они могли в этот момент, когда они закончили домашнее задание, пойти и позаниматься фотографией, конструированием летательных аппаратов или еще чем-то. То есть  нормирование времени домашних заданий  нельзя принимать как одну из мер. Мы все время думаем, что образование — это какая-то отдельная сфера, и если мы нагружаем ребенка, страдает его здоровье, и мы его не нагружаем. Но вот что он будет делать в свободное время? У нас есть для него занятия, чтобы это время не было потрачено на асоциальную деятельность?» — продолжает задаваться вопросами Татьяна Клячко.

«Вопрос состоит в том, что в действительности если ребенок сидит долго над домашними заданиями, он устает, и у него возникает отторжение школы вообще как таковой — это очень плохо. Но если он сидит дома, ничем не занят и не может найти применения своим силам, то это тоже плохо. Поэтому, когда вы говорите первое, нужно тут же говорить и второе, и третье, чтобы эта политика относительно занятий ребенка была бы системной и обеспечивала решение какой-то социальной задачи, чтобы на выходе мы получали другое качество образования и другое качество воспитания. Тогда можно говорить о том, что эти меры будут эффективны. Если же мы не продумываем на два-три шага вперед, то скорее всего, это закончится тем, что в скором времени  все вернется на круги своя», — считает эксперт в области образования.

Она так же выделяет и еще одну проблему, которая может быть вызвана ограничением домашнего задания по времени: «Если родитель будет у ребенка, не успевшего сделать домашнее задание в отведенное время, отбирать тетрадку, то как это скажется на отношениях в семье? Ребенок рыдает, что получит из-за этого двойку, а родитель говорит, что Министерство установило, что ты должен сидеть за домашней работой не больше часа», — рассуждает она.  «Издать циркуляр - это не самое сложное дело, а вот получить результат от этого циркуляра уже значительно сложнее»,— резюмирует Татьяна Клячко.

Сообщается, что до начала марта документ проходит процедуру общественного обсуждения.

В целом, в последнее время наблюдается тенденция, что озвучиваемые предложения и изменения, вносимые в процесс школьного образования, имеют достаточно странную направленность, и их необходимость не всегда ясна и прозрачна. Например, неделю назад сообщалось, что в министерстве одобрили обязательное исполнение гимна России в школах в начале учебного дня, перед уроками.

В конце января была информация, что экспертный совет Минобрнауки порекомендовал обучать школьников гольфу. В министерстве посчитали, что гольф прекрасно вписывается в основную часть предмета «Физическая культура», а также вполне соотносится с содержанием школьных курсов биологии, физики, истории и обществоведения. 

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).