будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
оружие МИД России
Июль 13, 2025
Страна
Блохина Мария

Наутро. 18 мая

Наутро. 18 мая
gun
Оружие. Источник: Фото: complementos.jus.gov.ar
 

Россия не присоединится к Международному договору о торговле оружием (МДТО), сообщает ТАСС. Директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов объяснил это решение тем, что договор является «слишком слабым». «Мы решили не присоединяться. Взвесили все «за» и «против» и решили, что нам это необязательно»,— сказал чиновник. По его словам, были и другие аргументы против подписания МДТО, в частности, что этот договор возлагает определенную нагрузку на его участников, а также возможно внесение изменений через голосование, и потому сейчас нельзя предсказать, как этот документ будет выглядеть через несколько десятилетий.

Михаил Ульянов также поделился сомнениями на счет того, что все положения этого договора будут выполнены. «Если они действительно выполнят те его положения, которые касаются создания национальных экспортно-контрольных систем, это будет действительно серьезный результат. Просто есть сомнения, что это будет сделано, судя по тому, как выполняются другие договоры», — приводит агентство слова Ульянова. Он считает, что этот документ полон изъянов, особенно в части о его выполнении развивающимися странами, где как раз необходимо создавать системы экспортного контроля.

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических и политических наук Кира Сазонова напоминает, что каждое государство самостоятельно оценивает необходимость и принимает решение о подписании договора: «Присоединение либо неприсоединение к любому международному соглашению является сугубо добровольным делом любого государства и никоим образом не может иметь принудительного характера. Решение о подписании конкретного договора обычно соотносится с оценкой целесообразности данного подписания», — говорит эксперт академии.

Она также отмечает, что слабые стороны документа обсуждались еще несколько лет назад: «Показательно, что еще на стадии подготовки МДТО в 2012 году представители России, США и Китая отмечали размытость, а местами и противоречивость его положений. Подобная характеристика документа весьма типична для ситуаций, когда необходимо согласовать вопрос, по которому в международном сообществе отсутствует единство, из-за чего приходится поступаться юридическим содержанием для достижения широкого консенсуса. В результате, большая часть ограничительных положений договора уступают место декларативным, а сам документ начинает приобретать явно компромиссный характер», — говорит Кира Сазонова.

По ее мнению, последние политические события оказали воздействие на позицию России по этому вопросу, и теперь от подписания договора ее удерживает именно опасение двойных стандартов, ныне характерных для политики Запада: «Безусловно, события последнего года не могли не повлиять на ситуацию с подписанием МДТО, однако, на мой взгляд, речь идет не о неготовности России к ограничениям, которые предусматривает договор, а о наличии обоснованных опасений подвергнуться знаменитым «двойным стандартам», которые западные страны в последнее время широко используют для оценки тех или иных событий с международно-правовой точки зрения, — считает эксперт. — Так, Международный договор о торговле оружием предусматривает запрет для страны-экспортера на передачу вооружений, которые могут быть использованы государством-получателем для совершения геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и так далее. Однако международные отношения знают массу примеров, когда одно и то же действие или событие может оцениваться прямо противоположно в зависимости от выбранного ракурса», — отмечает Сазонова.

«Например, применение французским правительством силы для разгона демонстраций всецело одобряется, в то время как применение аналогичных мер сирийским правительством именуют «подавлением оппозиции» и «нарушением прав человека». Как быть стране-экспортеру в данном случае? Надеяться, что действия страны-получателя будут истолкованы правильно? Очевидно, что договор не дает однозначного ответа на данные вопросы, что лишь создает почву для  развития межгосударственных конфликтов», — поясняет доцент РАНХиГС.

Сазонова отмечает также и двойственность, характерную для этого международного соглашения: «С одной стороны, в основе МДТО лежат благие идеи и объективная потребность в сокращении количества вооружения, циркулирующего в мире. С другой стороны, данный договор не предлагает механизма реального контроля за соблюдением его положений и не устанавливает конкретных форм международной ответственности для нарушителей, что неизбежно ставит вопрос о его юридической силе», — говорит Сазонова. Она добавляет, что на сегодняшний день, помимо тематики, связанной с обычным вооружением, гораздо острее стоит проблема запрещения оружия с низкообогащенным ураном, с белым фосфором, проблема нераспространения атомного, биологического и химического оружия, а также вопросы, связанные  с черным рынком вооружений: «Представляется, что усилия Российской Федерации в сфере контроля над вооружениями в ближайшее время будут концентрироваться именно на данных направлениях», — заключает Кира Сазонова.

Заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, кандидат военных наук Василий Зацепин удивлен возвращению к обсуждению этой темы: «Позиция нашей страны по МДТО осталась неизменной, и мне трудно объяснить возврат к этой теме в СМИ. Полагаю, что после присоединения Крыма участие в МДТО в принципе не способно улучшить ни отношение к России, ни взаимоотношения с кем-либо», — делится размышлениями эксперт.

По его словам, данное решение было принято уже давно, и оно никак не связано с последними событиями: «Вполне естественно, что в качестве одного из обоснований российской позиции выдвигаются опасения за интересы страны – это стандартная, абсолютно рациональная аргументация. И если бы была другая, то можно было бы усомниться в квалификации наших дипломатов (то есть не возможно, а именно так). Но на самом деле проблема тут в том, кто и как понимает эти самые интересы», — объясняет Зацепин.

Он обращает внимание на то, что позиция, занимаемая Россией в вопросе международных отношений, может трактоваться двояко:  «Руководство страны и руководимые им дипломаты на протяжении многих лет не демонстрируют особой заинтересованности в каком-либо сотрудничестве в этой и родственных сферах международных отношений. Статистика по собственным вооруженным силам, торговле оружием и военным расходам, передаваемая ежегодно Россией в ООН, традиционно низкого качества и представляется, как правило, с опозданием. Возможно, что это делается демонстративно, с целью принижения авторитета этой международной организации. Но не менее неприятным альтернативным объяснением может быть простая неспособность нашей внешнеполитической машины соблюдать современные международные стандарты обмена данными в военной сфере», — рассуждает Василий Зацепин.

«В заключение замечу, что наша страна вполне могла бы и не присоединяясь к МДТО официально публиковать национальные отчеты, превосходящие по качеству информационные требования МДТО, но этого не делает. Судя по всему, руководство страны считает, что гражданам лучше не знать, что происходит в этой области, предпочитая использовать вбросы зачастую сомнительной информации о результатах военно-технического сотрудничества в основном для повышения собственного рейтинга», — резюмирует эксперт Института Гайдара.

Напомним, что Генассамблея ООН приняла этот договор в апреле 2013 года после длительных обсуждений. За МДТО проголосовали 154 государства, 3 выступили против (Иран, Сирия и КНДР), и 23 страны воздержались, среди них и Россия.  В силу договор вступил в конце декабря прошлого года, под документом подписались 130 стран, в 67 из них он уже прошел ратификацию. Этот документ необходим для установки единых стандартов сделок с вооружениями и предотвращения незаконного оборота оружия в мире. МДТО предусматривает ряд стандартов экспорта вооружений, он запрещает экспорт оружия в нарушение эмбарго и санкций. Это же касается вооружения, которое может быть использовано в целях геноцида, террористических актов или военных преступлений.

Блохина Мария
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).